Квадратные уравнения (методы решения)
13.11.18
Рене Декарт
(французский математик)
«Для разыскания истины вещей – необходим метод»
13.11.18
Цель урока
- обобщение и систематизация знаний по теме.
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
- выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений
13.11.18
Работаем устно
13.11.18
0, 13.11.18″ width=»640″
Неполные квадратные уравнения:
1 метод
2
3
Если корней нет
Если 0,
13.11.18
0 13.11.18″ width=»640″
4 метод
D 0
Корней нет
D = 0
D 0
13.11.18
5 метод
b = 2k ( четное число)
13.11.18
Теорема Виета
6 метод
x 1 и х 2 – корни уравнения
x 1 и х 2 – корни уравнения
13.11.18
Работа с карточкой
Уравнение
a
x 2 — 7 x + 12 = 0
b
c
5
5 x 2 = 15 x
b 2 — 4ac
— 7
x 1
-6
3
x 2
0
x 1 + x 2
-75
x 1 · x 2
13.11.18
Работа с карточкой
Уравнение
a
x 2 — 7 x + 12 = 0
b
5 x 2 — 7 x — 6 = 0
1
c
5
5 x 2 = 15 x
-7
b 2 — 4ac
5
— 7
12
3 x 2 — 75 = 0
x 1
1
-15
3
-6
x 2
0
0
169
4
x 1 + x 2
2
-75
3
225
x 1 · x 2
7
0
-0,6
900
1,4
5
12
3
-5
3
-1,2
0
0
-25
13.11.18
Специальные методы:
- Метод выделения квадрата двучлена.
- Метод «переброски» старшего коэффициента
- На основании теорем:
13.11.18
Метод выделения квадрата двучлена.
7 метод
Цель: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.
Пример:
a 2 +2ab+b 2 =(a + b) 2 a 2 -b 2 =(a-b)(a + b)
13.11.18
Метод выделения квадрата двучлена.
Пример: х 2 + 6х – 7 = 0
Выделим в левой части полный квадрат.
Запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2· х ·3,
чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как
х 2 + 2· х ·3 + 3 2 = (х + 3) 2 .
Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х – 7 = 0 , прибавляя
к ней и вычитая 3 2. Имеем:
х 2 + 6х – 7 = х 2 + 2· х ·3 + 3 2 – 3 2 – 7 = (х + 3) 2 – 9 – 7 = (х + 3) 2 – 16.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х + 3) 2 –16 = 0 , т.е. (х + 3) 2 = 16.
Следовательно, х +3 = 4, или х +3 = — 4 ,
х 1 = 1, х 2 = – 7.
13.11.18
Метод «переброски» старшего коэффициента.
8 метод
Корни квадратных уравнений
и
связаны соотношениями
и
В некоторых случаях бывает удобно решать сначала не данное квадратное уравнение, а приведенное, полученное «переброской» коэффициента а .
Пример:
= = Х 2 = 2,5 У 1 * У 2 = 30 У 2 = 5 Х 2 = Ответ : 3 и 2,5″ width=»640″
Метод «переброски» старшего коэффициента.
Пример:
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у 2 – 11 y +30 = 0.
Согласно теореме Виета
У 1 +У 2 =11 У 1 =6 Х 1 =
Х 1 =3
=
=
=
Х 2 = 2,5
У 1 * У 2 = 30 У 2 = 5 Х 2 =
Ответ : 3 и 2,5
На основании теорем:
9 метод
- Если в квадратном уравнении a+b+c=0 , то один из корней равен 1, а
второй по теореме Виета равен
10 метод
- Если в квадратном уравнении a+c=b , то один из корней равен -1,
а второй по теореме Виета равен
Примеры :
На основании теорем:
Примеры :
Решение.
Так как а + b + с = 0 ( 345 – 137 – 208 = 0 ), то х 1 = 1, х 2 =
.
Ответ : 1 ; –
Решение.
Так как а- b +с = 0 ( 132 – 247 +115=0 ), то х 1 = — 1, х 2 = —
Ответ: — 1; —
Общие методы:
- Разложение на множители;
- Введение новой переменной;
- Графический метод .
13.11.18
Метод разложения на множители
11 метод
Цель:
привести квадратное уравнение общего вида к виду
А(х) · В(х)=0,
где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.
Способы:
- Вынесение общего множителя за скобки;
- Использование формул сокращенного умножения ;
- Способ группировки.
Пример :
х 2 + 10х – 24 = 0
13.11.18
Метод разложения на множители
х 2 + 10х – 24 = 0
Пример :
Разложим левую часть уравнения на множители:
х 2 + 10х – 24 = х 2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = = (х + 12)(х – 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 12)(х – 2) = 0.
Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю.
Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2,
а также при х = — 12 .
Это означает, что 2 и – 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х – 24 = 0.
13.11.18
Введение новой переменной .
12 метод
Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.
Пример :
13.11.18
0) по теореме, обратной теореме Виета t 1 + t 2 =3 t 1 * t 2 =2 t 1 = 1, t 2 = 2 Произведем обратную замену и вернемся к переменной х Если t = 1 , то 5х+3=1 Если t = 2, то 5х+3=2 5х=1-3 5х=2-3 5х=-2 5х=-1 Х=-0,4 Х=-0,2 Ответ: -0,4; -0,2 13.11.18″ width=»640″
Введение новой переменной .
Пример :
Пусть: t = 5х + 3 Произведем замену переменной t 2 =3 t -2
Тогда t 2 -3 t +2=0
(Устно проверим условие D 0) по теореме, обратной теореме Виета
t 1 + t 2 =3
t 1 * t 2 =2 t 1 = 1, t 2 = 2
Произведем обратную замену и вернемся к переменной х
Если t = 1 , то 5х+3=1 Если t = 2, то 5х+3=2
5х=1-3 5х=2-3
5х=-2 5х=-1
Х=-0,4 Х=-0,2
Ответ: -0,4; -0,2
13.11.18
Графический метод.
13 метод
Для решения уравнения f ( x ) = g ( x ) необходимо построить графики функций y = f ( x ), y = g ( x ) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения. Замечание : Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Пример: Х 2 -2х-3=0
13.11.18
Графический метод.
Пример: Х 2 -2х-3=0 Представим уравнение в виде Х 2 =2х+3
Пусть f(x)=x 2 и g(x)=2x +3
Построим на одной координатной плоскости графики функций
y=x 2 и y= 2x + 3
Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой
-1
3
Графический метод.
Пример: Х 2 -2х-3=0 Представим уравнение в виде Х 2 +3=2х
Пусть f(x)=x 2 –3 и g(x)=2x
Построим на одной координатной плоскости графики функций
y=x 2 –3 и y =2x
-1
Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой
3
«Золотые мысли»
Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание
№ / №
Уравнение
1
№ метода
20 x 2 — 6x = 0
2
3x 2 — 5x + 4 = 0
3
100x 2 + 53x – 153 = 0
4
35x 2 – 8 = 0
5
7x 2 + 8x + 2 = 0
6
299x 2 + 300x + 1 = 0
7
4x 2 – 4x + 3 = 0
8
(x – 2 – (3x + 1) 2 = 0
9
4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0
10
12x 2 = 0
13.11.18
«Золотые мысли»
Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание
№ / №
Уравнение
1
№ метода
20 x 2 — 6x = 0
2
3x 2 — 5x + 4 = 0
3
2
4
100x 2 + 53x – 153 = 0
4
35x 2 – 8 = 0
9
5
3
7x 2 + 8x + 2 = 0
6
299x 2 + 300x + 1 = 0
5
7
4x 2 – 4x + 3 = 0
8
10
(x – 2 – (3x + 1) 2 = 0
7
9
11
4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0
10
12x 2 = 0
12
1
13.11.18
«Золотые мысли»
№ метода
1
КО
2
ТЬСЯ
3
ИН
4
У
5
6
ЛЕГ
7
АН
НО
8
ЗА
9
НЕ
10
РЕС
11
ЧИ
12
ТЕ
13
ВА
КЛЮЧ
13.11.18
«Золотые мысли»
№ уравнения
2
8
1
3
5
10
7
,
4
9
6
7
Ян Амос Коменский (1592-1670),
чешский педагог, писатель.
13.11.18
Домашнее задание
- Решите уравнение х 2 +6х-16=0 по формуле, выделением квадрата двучлена и графическим методом
- Решите уравнение 3х 2 +5х+2=0 пятью способами.
- Решите уравнение (х 2 -х) 2 — 14(х 2 -х)+24=0 методом введения новой переменной.
13.11.18