Методы решения квадратных уравнений

Квадратные уравнения  (методы решения) 13.11.18

Квадратные уравнения (методы решения)

13.11.18

Рене Декарт  (французский математик)   «Для разыскания истины вещей – необходим метод» 13.11.18

Рене Декарт

(французский математик)

«Для разыскания истины вещей – необходим метод»

13.11.18

Цель урока обобщение и систематизация знаний по теме. ликвидация пробелов в знаниях учащихся. выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений  13.11.18

Цель урока

  • обобщение и систематизация знаний по теме.
  • ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
  • выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений

13.11.18

Работаем устно 13.11.18

Работаем устно

13.11.18

0, 13.11.18″ width=»640″

Неполные квадратные уравнения:

1 метод

2

3

Если корней нет

Если 0,

13.11.18

0 13.11.18″ width=»640″

4 метод

D 0

Корней нет

D = 0

D 0

13.11.18

5 метод b = 2k ( четное число)  13.11.18

5 метод

b = 2k ( четное число)

13.11.18

Теорема Виета 6 метод x 1 и х 2  – корни уравнения x 1 и х 2  – корни уравнения 13.11.18

Теорема Виета

6 метод

x 1 и х 2 – корни уравнения

x 1 и х 2 – корни уравнения

13.11.18

Работа с карточкой Уравнение a x 2 - 7 x + 12 = 0 b c 5 5 x 2 = 15 x b 2 - 4ac - 7 x 1 -6 3 x 2 0 x 1 + x 2 -75 x 1 · x 2 13.11.18

Работа с карточкой

Уравнение

a

x 2 7 x + 12 = 0

b

c

5

5 x 2 = 15 x

b 2 — 4ac

7

x 1

-6

3

x 2

0

x 1 + x 2

-75

x 1 · x 2

13.11.18

Работа с карточкой Уравнение a x 2 - 7 x + 12 = 0 b 5 x 2 - 7 x - 6 = 0 1 c 5 5 x 2 = 15 x -7 b 2 - 4ac 5 - 7 12 3 x 2 - 75 = 0 x 1 1 -15 3 -6 x 2 0 0 169 4 x 1 + x 2 2 -75 3 225 x 1 · x 2 7 0 -0,6 900 1,4 5 12 3 -5 3 -1,2 0 0 -25 13.11.18

Работа с карточкой

Уравнение

a

x 2 7 x + 12 = 0

b

5 x 2 7 x — 6 = 0

1

c

5

5 x 2 = 15 x

-7

b 2 — 4ac

5

7

12

3 x 2 — 75 = 0

x 1

1

-15

3

-6

x 2

0

0

169

4

x 1 + x 2

2

-75

3

225

x 1 · x 2

7

0

-0,6

900

1,4

5

12

3

-5

3

-1,2

0

0

-25

13.11.18

Специальные методы: Метод выделения квадрата двучлена. Метод «переброски» старшего коэффициента На основании теорем: 13.11.18

Специальные методы:

  • Метод выделения квадрата двучлена.
  • Метод «переброски» старшего коэффициента
  • На основании теорем:

13.11.18

Метод выделения квадрата двучлена.   7 метод Цель: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.   Пример:    a 2 +2ab+b 2 =(a  +  b) 2  a 2 -b 2 =(a-b)(a  +  b) 13.11.18

Метод выделения квадрата двучлена.

7 метод

Цель: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.

Пример:

a 2 +2ab+b 2 =(a + b) 2 a 2 -b 2 =(a-b)(a + b)

13.11.18

Метод выделения квадрата двучлена.   Пример:  х 2 + 6х – 7 = 0  Выделим в левой части полный квадрат. Запишем выражение  х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2· х ·3,  чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как  х 2 + 2· х ·3 + 3 2 = (х + 3) 2  .  Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х – 7 = 0 , прибавляя  к ней и вычитая 3 2. Имеем:  х 2 + 6х – 7 = х 2 + 2· х ·3 + 3 2 – 3 2 – 7 = (х + 3) 2 –  9 – 7 = (х + 3) 2 – 16. Таким образом, данное уравнение можно записать так:   (х + 3) 2 –16 = 0 , т.е. (х + 3) 2 = 16. Следовательно, х +3 = 4, или х +3 = - 4 ,  х 1 = 1, х 2 = – 7.    13.11.18

Метод выделения квадрата двучлена.

Пример: х 2 + 6х – 7 = 0

Выделим в левой части полный квадрат.

Запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2· х ·3,

чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как

х 2 + 2· х ·3 + 3 2 = (х + 3) 2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х – 7 = 0 , прибавляя

к ней и вычитая 3 2. Имеем:

х 2 + 6х – 7 = х 2 + 2· х ·3 + 3 2 – 3 2 – 7 = (х + 3) 2 9 – 7 = (х + 3) 2 – 16.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3) 2 –16 = 0 , т.е. (х + 3) 2 = 16.

Следовательно, х +3 = 4, или х +3 = — 4 ,

х 1 = 1, х 2 = – 7.

13.11.18

Метод «переброски» старшего коэффициента. 8 метод Корни квадратных уравнений и связаны соотношениями и В некоторых случаях бывает удобно решать сначала не данное квадратное уравнение, а приведенное, полученное «переброской» коэффициента а . Пример:

Метод «переброски» старшего коэффициента.

8 метод

Корни квадратных уравнений

и

связаны соотношениями

и

В некоторых случаях бывает удобно решать сначала не данное квадратное уравнение, а приведенное, полученное «переброской» коэффициента а .

Пример:

= = Х 2 = 2,5 У 1 * У 2 = 30 У 2 = 5 Х 2 = Ответ : 3 и 2,5″ width=»640″

Метод «переброски» старшего коэффициента.

Пример:

«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 – 11 y +30 = 0.

Согласно теореме Виета

У 1 2 =11 У 1 =6 Х 1 =

Х 1 =3

=

=

=

Х 2 = 2,5

У 1 * У 2 = 30 У 2 = 5 Х 2 =

Ответ : 3 и 2,5

На основании теорем: 9 метод Если в квадратном уравнении a+b+c=0 , то один из корней равен 1, а  второй по теореме Виета равен  10 метод Если в квадратном уравнении a+c=b ,  то один из корней равен -1,  а второй по теореме Виета равен Примеры :

На основании теорем:

9 метод

  • Если в квадратном уравнении a+b+c=0 , то один из корней равен 1, а

второй по теореме Виета равен

10 метод

  • Если в квадратном уравнении a+c=b , то один из корней равен -1,

а второй по теореме Виета равен

Примеры :

На основании теорем: Примеры : Решение. Так как а + b + с = 0 ( 345 – 137 – 208 = 0 ), то х 1 = 1, х 2 = . Ответ : 1 ; –  Решение.  Так как а- b +с = 0 ( 132 – 247 +115=0 ), то х 1 = - 1, х 2 = - Ответ: - 1; -

На основании теорем:

Примеры :

Решение.

Так как а + b + с = 0 ( 345 – 137 – 208 = 0 ), то х 1 = 1, х 2 =

.

Ответ : 1 ;

Решение.

Так как а- b +с = 0 ( 132 – 247 +115=0 ), то х 1 = — 1, х 2 = —

Ответ: — 1; —

Общие методы: Разложение на множители; Введение новой переменной; Графический метод .  13.11.18

Общие методы:

  • Разложение на множители;
  • Введение новой переменной;
  • Графический метод .

13.11.18

Метод разложения на множители 11 метод Цель: привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х) · В(х)=0,  где А(х) и В(х) – многочлены относительно х. Способы: Вынесение общего множителя за скобки; Использование формул сокращенного умножения ; Способ группировки. Пример : х 2 + 10х – 24 = 0 13.11.18

Метод разложения на множители

11 метод

Цель:

привести квадратное уравнение общего вида к виду

А(х) · В(х)=0,

где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.

Способы:

  • Вынесение общего множителя за скобки;
  • Использование формул сокращенного умножения ;
  • Способ группировки.

Пример :

х 2 + 10х – 24 = 0

13.11.18

Метод разложения на множители х 2 + 10х – 24 = 0 Пример : Разложим левую часть уравнения на множители: х 2 + 10х – 24 = х 2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = = (х + 12)(х – 2).  Следовательно, уравнение можно переписать так:  (х + 12)(х – 2) = 0. Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = - 12 .  Это означает, что 2 и – 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х – 24 = 0. 13.11.18

Метод разложения на множители

х 2 + 10х – 24 = 0

Пример :

Разложим левую часть уравнения на множители:

х 2 + 10х – 24 = х 2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = = (х + 12)(х – 2).

Следовательно, уравнение можно переписать так:

(х + 12)(х – 2) = 0.

Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю.

Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2,

а также при х = — 12 .

Это означает, что 2 и – 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х – 24 = 0.

13.11.18

Введение новой переменной . 12 метод Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной. Пример : 13.11.18

Введение новой переменной .

12 метод

Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.

Пример :

13.11.18

0) по теореме, обратной теореме Виета t 1 + t 2 =3 t 1 * t 2 =2 t 1 = 1, t 2 = 2 Произведем обратную замену и вернемся к переменной х Если t = 1 , то 5х+3=1 Если t = 2, то 5х+3=2 5х=1-3 5х=2-3 5х=-2 5х=-1 Х=-0,4 Х=-0,2 Ответ: -0,4; -0,2 13.11.18″ width=»640″

Введение новой переменной .

Пример :

Пусть: t = 5х + 3 Произведем замену переменной t 2 =3 t -2

Тогда t 2 -3 t +2=0

(Устно проверим условие D 0) по теореме, обратной теореме Виета

t 1 + t 2 =3

t 1 * t 2 =2 t 1 = 1, t 2 = 2

Произведем обратную замену и вернемся к переменной х

Если t = 1 , то 5х+3=1 Если t = 2, то 5х+3=2

5х=1-3 5х=2-3

5х=-2 5х=-1

Х=-0,4 Х=-0,2

Ответ: -0,4; -0,2

13.11.18

Графический метод. 13 метод  Для решения уравнения f ( x ) = g ( x ) необходимо построить графики функций y = f ( x ), y = g ( x ) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения.   Замечание : Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества. Пример:   Х 2 -2х-3=0   13.11.18

Графический метод.

13 метод

Для решения уравнения f ( x ) = g ( x ) необходимо построить графики функций y = f ( x ), y = g ( x ) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения. Замечание : Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.

Пример: Х 2 -2х-3=0

13.11.18

Графический метод.   Пример:   Х 2 -2х-3=0  Представим уравнение в виде Х 2 =2х+3 Пусть  f(x)=x 2   и  g(x)=2x +3 Построим на одной  координатной плоскости  графики функций  y=x 2    и y= 2x + 3 Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой -1 3

Графический метод.

Пример: Х 2 -2х-3=0 Представим уравнение в виде Х 2 =2х+3

Пусть f(x)=x 2 и g(x)=2x +3

Построим на одной координатной плоскости графики функций

y=x 2 и y= 2x + 3

Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой

-1

3

Графический метод. Пример:   Х 2 -2х-3=0  Представим уравнение в виде Х 2 +3=2х  Пусть  f(x)=x 2 –3  и  g(x)=2x Построим на одной координатной плоскости  графики функций  y=x 2 –3 и   y =2x  -1 Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой 3

Графический метод.

Пример: Х 2 -2х-3=0 Представим уравнение в виде Х 2 +3=2х

Пусть f(x)=x 2 –3 и g(x)=2x

Построим на одной координатной плоскости графики функций

y=x 2 –3 и y =2x

-1

Корни уравнения абсциссы точек пересечения параболы с прямой

3

«Золотые мысли» Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание № / № Уравнение 1 № метода  20 x 2 - 6x = 0 2  3x 2 - 5x + 4 = 0 3  100x 2 + 53x – 153 = 0 4  35x 2 – 8 = 0 5  7x 2 + 8x + 2 = 0 6  299x 2  + 300x + 1 = 0 7  4x 2 – 4x + 3 = 0 8  (x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0 9  4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0 10  12x 2 = 0  13.11.18

«Золотые мысли»

Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание

/

Уравнение

1

метода

20 x 2 — 6x = 0

2

3x 2 — 5x + 4 = 0

3

100x 2 + 53x – 153 = 0

4

35x 2 – 8 = 0

5

7x 2 + 8x + 2 = 0

6

299x 2 + 300x + 1 = 0

7

4x 2 – 4x + 3 = 0

8

(x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0

9

4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0

10

12x 2 = 0

13.11.18

«Золотые мысли» Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание № / № Уравнение 1 № метода  20 x 2 - 6x = 0 2  3x 2 - 5x + 4 = 0 3 2 4  100x 2 + 53x – 153 = 0 4  35x 2 – 8 = 0 9 5 3  7x 2 + 8x + 2 = 0 6  299x 2  + 300x + 1 = 0 5 7  4x 2 – 4x + 3 = 0 8 10  (x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0 7 9 11  4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0 10  12x 2 = 0 12 1  13.11.18

«Золотые мысли»

Расставьте номера методов решения уравнений и расшифруйте высказывание

/

Уравнение

1

метода

20 x 2 — 6x = 0

2

3x 2 — 5x + 4 = 0

3

2

4

100x 2 + 53x – 153 = 0

4

35x 2 – 8 = 0

9

5

3

7x 2 + 8x + 2 = 0

6

299x 2 + 300x + 1 = 0

5

7

4x 2 – 4x + 3 = 0

8

10

(x – 8) 2 – (3x + 1) 2 = 0

7

9

11

4(x – 1) 2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0

10

12x 2 = 0

12

1

13.11.18

«Золотые мысли» № метода 1 КО 2 ТЬСЯ 3 ИН 4 У 5 6 ЛЕГ 7 АН НО 8 ЗА 9 НЕ 10 РЕС 11 ЧИ 12 ТЕ 13 ВА КЛЮЧ  13.11.18

«Золотые мысли»

№ метода

1

КО

2

ТЬСЯ

3

ИН

4

У

5

6

ЛЕГ

7

АН

НО

8

ЗА

9

НЕ

10

РЕС

11

ЧИ

12

ТЕ

13

ВА

КЛЮЧ

13.11.18

«Золотые мысли» № уравнения 2 8 1 3 5 10 7 , 4 9 6 7 Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский педагог, писатель.  13.11.18

«Золотые мысли»

уравнения

2

8

1

3

5

10

7

,

4

9

6

7

Ян Амос Коменский (1592-1670),

чешский педагог, писатель.

13.11.18

Домашнее задание Решите уравнение х 2 +6х-16=0 по формуле, выделением квадрата двучлена и графическим методом Решите уравнение 3х 2 +5х+2=0  пятью способами. Решите уравнение (х 2 -х) 2 - 14(х 2 -х)+24=0 методом введения новой переменной.  13.11.18

Домашнее задание

  • Решите уравнение х 2 +6х-16=0 по формуле, выделением квадрата двучлена и графическим методом
  • Решите уравнение 2 +5х+2=0 пятью способами.
  • Решите уравнение 2 -х) 2 — 14(х 2 -х)+24=0 методом введения новой переменной.

13.11.18

Легко учиться!