Реализация требований ФГОС нового поколения на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования.
Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС и работает второй год, третий год осваивают новый стандарт экспериментальные школы. Со следующего года перед каждым учителем–предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе.
Педагогическим работникам, в том числе и учителям русского языка и литературы, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, его основные ключевые понятия – системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, что обеспечит словесникам готовность работать по-новому.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.
В 2004 году были приняты Стандарты первого поколения. Они выполнили свои задачи.
-
Было сохранено единое образовательное пространство в условиях многообразия образовательных систем.
-
Обеспечена доступность образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Однако такая стабилизация в сфере образования повлекла за собой консервацию школьного образования.
Стандарты второго поколения позволят преодолеть ряд противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России.
Современные тенденции модернизации образования за последние годы произошли значительные изменения. Появились новые программы, которые существенно отличаются от традиционного обучения. В результате этого главной целью образования является не только передача знаний учащимся, но и развитие индивидуальных и личностных качеств, образование ориентируется на «субъект-субъектное» обучение, в основе которой лежит «гуманистическое образование».
Сегодня система образования должна не только отвечать современным требования, но и быть опорой и поддержкой для экономического и общественно-политического развития.
Модернизация системы образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики, юридически закрепленная в новом Законе об образовании.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Русский язык. Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Литература. Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.