Министерство культуры Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»
РАЗРАБОТКА УРОКА
по географии
Тема «Численность и воспроизводство населения мира»
Кызыл, 2020г.
Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Типы воспроизводства. Демографическая политика.
Цель урок:
Образовательная: способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
Развивающая: развивать навыки работы с текстом, таблицами, статистическом материалом, умение пользоваться материалом из Интернета, уметь из изучаемого материалы выбирать главное и делать вывод.
Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, краеведческого материала, прививать интерес через работу в малых группах, работу с презентациями.
Оборудование: учебник, политическая карта мира, географические атласы, ПК, презентация, статистические материалы о численности населения мира.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний:
На какие направления подразделяется география как наука? Ответ учащегося — Физическая география и экономическая и социальная география.
Что является предметом изучения физической географии? — Природа.
Что является предметом изучения экономической и социальной географии? Хозяйство (экономика) и население.
Н. Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» — писал он. Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие. Итак, мы выяснили, что предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют.
— Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)
— С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)
3. Изучение нового материала:
Вспомните, что изучает демография?
Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения.
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке — в Англии, России, Латинской Америке; в Азии — после II мировой войны; в Африке — в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. За 200 лет в мире было проведено более 2 тысяч переписей. И сейчас в мире, только в Омане и Катаре не проведены переписи.31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты, а чему равна численность населения в Республике Тыва? (более 350 тысяч человек), численность города Кызыла – 117904 чел.
На протяжении всей истории рост населения был медленным, а ускорение произошло только в ХХ веке. И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!
Учитель: Рост численности населения Земли отражён в таблице. (Слайд 4 )
Вывод: делают учащиеся — ускоряющие темпы роста населения наблюдаются в период новой истории
— Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).
По таблице № 1, 2 которые лежат у вас на столе, мы можем увидеть, что за общемировыми показателями скрываются существенные различия между двумя основными группами стран. Какие это страны? – развитые и развивающиеся. Проанализируйте эти таблицы, и скажите — в какие годы был особенно большой рост населения?
В каких частях земного шара население растет быстро? А в каких медленно?
Среднегодовые темпы прироста населения в мире, отдельных его регионах табл. 1
Регион |
Среднегодовые темпы прироста, % |
|||
1950-1955 |
1965-1970 |
1995-2000 |
2000-2005 |
|
Весь мир |
1,8 |
2,0 |
1,3 |
1,2 |
Развитые страны |
1,2 |
1,1 |
0,4 |
0,2 |
Развивающиеся страны |
2,0 |
2,5 |
1,6 |
1,5 |
Европа Азия Африка Северная Америка |
1,0 1,9 2,2 1,7 |
0,7 2,4 2,6 1,1 |
0,0 1,4 2,4 0,9 |
-0,2 1,3 2,3 0,9 |
Мы уже сказали, что население в разных странах растет неодинаково, это объясняется различным характером его воспроизводства. Что такое воспроизводство населения?
Воспроизводство — это совокупность рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.
Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и умерших за определенный период времени.
Естественный прирост населения бывает положительный и отрицательный. Отрицательный естественный прирост – когда смертность выше рождаемости. ( см. табл. учебника – статистические приложения)
В чем причина такого естественного прироста? – причина в социально-экономических условиях.
Итак, отчего зависит смертность и рождаемость населения? — Учащиеся: на рождаемость влияют условия жизни людей, войны, болезни.
На смертность влияют питание, санитарно-гигиенические условия, развитие здравоохранения.
Различают два типа воспроизводства населения
«Формула» воспроизводства населения: Р – С = ЕП
В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику.
5 минуты
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Скажите, какую демографическую политику проводит Россия? Какие меры для этого предпринимаются? Учащиеся: Повысить рождаемость, создание предпосылок для повышения рождаемости (пособие на ребенка, родившим второго ребенка –453 тысячи 026 рублей ( эта сумма со временем индексируется), улучшение репродуктивного здоровья населения, и как следствие — увеличение продолжительности жизни.
Организация групповой самостоятельной работы учащихся
Ваш класс разбит на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку. С помощью учебника, карт атласа, дополнительного материала, используя статистическое приложение на. 398, каждой группе необходимо выполнить задания и через 5 минут каждая группа делает отчет по своей теме, а учащиеся дадут оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Задание: начать заполнение систематизирующих таблиц.
Блок 1. «Численность населения».
№ пп |
Вопросы |
Варианты ответа |
1. |
Какова численность населения мира? |
7 млр. человек |
2. |
На основе анализа рисунка 1, сделайте вывод о том как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить. |
Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод о том, что численность население постоянно изменялась. Причем с 1600 года начинается резкое увеличение численности населения. |
3. |
Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре. |
Перепись
|
4. |
Какие проблемы связаны с ростом численности населения. |
Нехватка воды, дефицит ресурсов др.
|
Блок 2. «Воспроизводство населения ».
№ пп |
Вопросы |
Варианты ответа |
1. |
Демографические процессы: воспроизводство населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, демографический взрыв. |
Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. Рождаемость – количество родившихся на 1000 человек за 1 год. Смертность – количество умерших на 1000 человек за 1 год. Естественный прирост – разница между родившимися и умершими. Демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения. |
2. |
Факторы, влияющие на демографические процессы |
Социально- экономические: уровень жизни, материальные условия, рост городов; природные – чрезвычайные ситуации (цунами, землетрясения и т.д.); войны и.т.д. |
Блок 3. «Типы воспроизводства населения ».
№ пп |
Вопросы |
Варранты ответа |
1. |
Особенности I и II типов воспроизводства населения |
I тип воспроизводства населения: низкая рождаемость, смертности естественного прироста. II тип воспроизводства населения: высокая рождаемость, высокий естественный прирост, низкая смертность |
2. |
На основе анализа картосхем рисунок 2, сделать вывод о райoнах распространения I и II типов воспроизводства населения |
I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны). II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, латинской Америки (развивающиеся страны). |
3. |
Раскройте понятие: демографическая зима и демографическая весна |
Демографическая зима характеризуется высокой рождаемость и естественным приростом, низкий уровень смерти. Демографическая зима характеризуется резким снижение рождаемости, естественного прироста, высокая смертность. |
4. |
Теория демографического перехода |
Теория демографического перехода – теория, которая объединяет последовательность смены демографических процессов. |
Блок 4. «Демографическая ситуация в России».
№ пп |
Вопросы |
Варианты ответа |
1. |
Численность населения России |
По численности населения РФ занимает 9 место в мире – 138 млн. человек |
2. |
Демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост. |
Рождаемость низкая, смертность высокая, естественный прирост отрицательный. |
3. |
Расшифруйте понятие «русский крест» |
Высокая смертность, низкая рождаемость – естественная убыль населения. |
4. Закрепление изученного материала.
— Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? Учащиеся: развитые
(Процессы воспроизводства населения).
— Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения.
(Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью).
Р – С = ЕП
Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения.
— Какие факторы влияют на рождаемость?
— Какие факторы влияют на смертность?
7. Домашнее задание
1) Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Латинская Америка, Зарубежная Европа, Северная Америка, Россия, Австралия)
2) Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.