Научно-исследовательская работа по теме «Наши герои»

15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: «Наши герои»

Номинация: «Северяне-выпускники Соловецкой школы юнг

в боях за родину»

Выполнила:

Котова Евгения Дмитриевна, гр .ПКС-21

Руководитель: Дмитроченко Марина Ильинична, преподаватель

Вельск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. Основание  Школы  юнг  на  Соловецких  островах……………….………4
2. Как  стать  юнгой…………………………………………………………….5
3. Как всё начиналось.…………….…………………………….……………..6
4. Чему и как учились юнги……………………..……………………………7
5. Командиры-наставни…………………………………..……………………8
6. Шли  юнги  в  бой……………………………………………………………9
7. Итоги  работы  Соловецкой  школы  юнг ВМФ……………………….…..10
8. Юнги, прославившие Россию………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………13
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

«Жаль, не все пришли с войны мальчишки,
Жаль, не всех потом их ждал успех.
Но они навек живые – в книжках.
И, конечно, остров помнит всех».

После закрытия в 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940-1957 годах хозяином Соловков стал учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов.

Одной из школ юнг Учебного отряда в 1942-1945 годах стала школа юнг, в которой военному ремеслу обучилась мальчики до призывного возраста.

За три выпуска школа подготовила более четырех тысяч рулевых, сигнальщиков, мотористов, радистов, боцманов электриков, комендоров и акустиков.

После окончания школы соловецкие юнги, «мальчики с бантиками» честно и самоотверженно воевали на всех флотах и флотилиях, тяготы и лишения военного времени не отступали перед смертью и опасностью.

Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями. Один их них – юнга радист Владимир Моисеенко – стал героями Советского союза. Начиная с 1972 года, на Соловках регулярно, раз в пять лет, проходят встречи юнг ветеранов.

1. ОСНОВАНИЕ  ШКОЛЫ  ЮНГ  НА  СОЛОВЕЦКИХ  ОСТРОВАХ

Шёл  1942 год… Июль  проходил  в  ожесточённых  схватках  с  гитлеровскими  захватчиками. Тяжёлые,  кровопролитные бои  шли  на  Севастопольском  участке  фронта,  на  Курском  направлении,  в  районах  Воронежа, Новочеркасска,  Ростова. Совсем  скоро  должна  была  начаться  битва  за  Сталинград. Вот  тогда-то, в июле  1942 года, на  советском  флоте  появилось  воинское  звание – юнга! Приказом  Народного  комиссара  Военно-Морского флота  СССР  адмирала  Николая  Герасимовича  Кузнецова  от  25  мая  1942  года  за  № 108  вводилось  в  действие  Положение о  юнгах  ВМФ. В  нём  говорилось: « В  целях  создания  кадров  будущих  специалистов  флота  высокой  квалификации  учредить в  Военно-Морском  флоте  институт  Юнгов. Прохождение  службы  юнгой  слагается: а) из  обучения  в  специальной  школе  юнгой  продолжительностью  12  месяцев; б) из  практического  плавания  на  кораблях  флота  до  достижения  призывного  возраста».Специальная  Школа юнг  ВМФ создавалась  при  учебном  отряде  Северного  флота с  дислокацией  на  Соловецких  островах.
  Какой  мальчишка  не мечтал  о  море, о  романтике  плавания! Какой  мальчишка не  смотрел  зачарованным  взглядом  на  матросский  клёш  и  ленточки  бескозырки!  Сколько  пришлось  их  снять  с поездов, идущих на  запад! Все  они  стремились  туда, где  сражались  их  отцы и  старшие  братья.И  летом  1942  года  эти  мечты  стали  близкими  и  реальными, ведь  в  приказе  о  создании  Соловецкой  школы  юнг  говорилось: «Школу  укомплектовать  юношами  комсомольцами  и  не  комсомольцами в  возрасте 15-16 лет, имеющими  образование в  объёме 6-7 классов, исключительно  добровольцами  через  комсомольские  организации в  районах  по  согласованию с ЦК  ВЛКСМ». Из  принимаемого контингента  готовить  следующих  специалистов: боцманов  флота, рулевых, радистов, артиллерийских  электриков, мотористов, электриков».

2. КАК  СТАТЬ  ЮНГОЙ

Летом  1942  года  началось  комплектование  Школы  юнг  ВМФ.  Несмотря на то, что решено было  широко  не  оповещать о  наборе  в  школу, « чтобы  не  вызвать  самовольных    поездок  молодёжи  на  флот», городские  и  районные  комитеты  комсомола  были  атакованы   тысячами  мальчишек, которые  принесли  заявления  о  приёме  в Школу  юнг  ВМФ.  Подросткам  грезились  романтика моря, подвиги, слава.

Но  всё  было  иначе…Уже  при  поступлении в  Школу  мальчишки встречались  с  трудностями, а  иногда  и с крушением  надежд,  потому  что кроме  заявлений  нужно  было  предоставить:

1) выписку  из  ЗАГСа  о  рождении;

2) справку  о  состоянии здоровья;

3) справку  об  образовании;

4) автобиографию;

5) справку  с  места  работы о  согласии  отпустить (если  кандидат  работал).

Преимуществом при поступлении в Школу юнг пользовались сыновья рядовых, старшин и офицеров ВМФ и Красной Армии, воспитанники детских домов, а также опекаемые дети. Отсев кандидатов был, в основном, по причине непригодности к службе на флоте по медицинским показаниям (слабые слух, зрение, рост ниже 150 см и т.п.)Несмотря на условия добровольности при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. Не каждая мать решалась дать такое согласие, ведь школа школой, а мальчишки, окончившие её, получали направления на боевые корабли.

К 1 сентября 1942 года в Школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор в школу. 

3. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Жизнь в школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться. Морская форма, выданная юнгам, огорчила  их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. С самого начала учёбы озорники и непоседы обязаны были подчиняться воинской дисциплине, ведь с момента зачисления в школу на юнгов полностью распространялось действие «Дисциплинарного устава ВМФ». И мальчишки зубрили уставы, занимались строевой подготовкой, несли караульную службу и чистили на камбузе картошку. И была ещё непомерно сложная задача: юнгам самим нужно было строить жильё для себя и помещения для учебных занятий. Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен посёлок  Савватьево, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус, и бывшая деревянная гостиница, предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. Были построены учебные корпуса на 42 класса, небольшая баня, прачечная, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Жили юнги в землянках каркасного типа вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве «горючего» использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок.

4. ЧЕМУ И КАК УЧИЛИСЬ ЮНГИ

Обустроились юнги, и потекли напряжённые дни учёбы. Ребят разделили на 2 учебных батальона. В каждом батальоне – 3 роты. Роты делились на смены. В смене – 20-25 юнг. Под председательством начальника Школы юнг Иванова Николая Ивановича работала комиссия из 13 человек «для проверки прибывающих юнгов и распределения их по специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман. Члены комиссии учитывали прошлую специальность, желание и наклонности каждого юнги. Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами. Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски подчас являлось неразрешимой проблемой. По учебному плану юнги изучали следующие предметы:

1. Специальность

2. Общевойсковая подготовка

3. Военно-морское дело

4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.

5. Политподготовка

5. КОМАНДИРЫ-НАСТАВНИКИ

Безусловно, огромная заслуга в обучении и воспитании юных моряков принадлежала их наставникам. Школа юнг ВМФ с июля 1942 по январь 1943 года возглавлялась капитаном второго ранга Ивановым Николаем Ивановичем, затем с января 1943 по июнь 1944 – капитаном первого ранга Аврамовым Николаем Юрьевичем, а с июня 1944 по октябрь 1945 года – Садовым Сергеем Никитичем.  Первым военным комиссаром Школы юнг был Фёдор Семёнович Щигарёв, а с января 1943 года бессменным заместителем начальника школы по политической части являлся капитан третьего ранга Сергей Сергеевич Шахов.  По штату на каждые 50 юнг выделялись один преподаватель – офицер, один старший инструктор и два инструктора (командиры смен), т.е. всего 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов (командиров смен). Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование, остальные – среднее образование. Например, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет МГУ. Кроме того, впервые в истории Военно-Морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 15 – 17-ти летних моряков. Строгими, требовательными и по-отечески заботливыми были преподаватели, со временем пришёл опыт воспитания юных моряков. 12 воспитателей юнг, среди них капитан-лейтенант Ольнев В.В., инженер-майор Ребудэ Г.З., старший лейтенант Нечитайлов П.С., за образцовое выполнение заданий командования были награждены орденами Красной Звезды. А шесть человек награждены медалью «За боевые заслуги».

6. ШЛИ ЮНГИ В БОЙ

Школа юнг ВМФ посылала своих воспитанников на все флоты и флотилии Советского Союза. Первый выпуск юнг состоялся в сентябре 1943 года. Затем были выпуски 1944 и 1945 годов. За год учёбы ребята мужали, крепли, хорошо овладевали специальностями, но всё же они были ещё очень молоды. В день выпуска выпускников школы на плацу перед штабом знакомили с приказом наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Каждому юнге вручалось свидетельство об окончании Школы Юнг, напутствовали командиры и воспитатели. Перед отъездом на корабли юнги давали клятву на верность своему воинскому долгу. «Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины». Непосредственные участники и живые свидетели событий военных лет подтверждают: «Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали». Преподаватели и воспитатели Школы юнг ВМФ старались поддерживать связь с выпускниками, знали, как они служат, радовались успехам и тяжело переживали потери. Свыше 4000 квалифицированных специалистов за три выпуска дала Соловецкая школа флоту. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину.

7 ИТОГИ  РАБОТЫ  СОЛОВЕЦКОЙ  ШКОЛЫ  ЮНГ ВМФ

Главная  задача, которую  предстояло  решить  командирам, преподавателям  и воспитателям  Соловецкой  школы  юнг, была  предельно  ясно  сформулирована  в  приказе № 108  Народного комиссара ВМФ  СССР  Н.Г.Кузнецова  от  25  мая  1942 г: « Из  принимаемого  контингента  готовить следующих  специалистов: боцманов  флота, рулевых, радистов, артиллерийских  электриков, мотористов, электриков». То есть тех  специалистов,  в  которых  нуждался  советский  флот в  годы  Великой Отечественной  войны. 

Всего за  годы  Великой  отечественной  войны  школа  юнг ВМФ  обучила: радистов —  946  человек, рулевых – 35,  боцманов  надводных  кораблей – 411, мотористов торпедных  катеров – 717,  электриков  надводных  кораблей – 534,  артиллерийских  электриков – 3, торпедных  электриков – 139, боцманов  торпедных  катеров – 166,  мотористов-дизелистов – 124 и  штурманских  электриков —  50 человек.

Таким образом, Соловецкая  школа  юнг ВМФ, развернув  подготовку  специалистов  различных  профилей, с  заданием  командования  справилась.
        В 1945  году  школа  юнг  с  Соловецких  островов  была  переведена  в  Кронштадт и  просуществовала  до 1952 года. Выпускники  школы  служили  на Балтике  и  на  всех  флотах и флотилиях  СССР. Затем  на  базе школы  юнг  открылась  мореходная  школа, которая готовила  и  готовит  специалистов  для  вспомогательного  флота: буксиров, рефрижераторов и т.д.

8 ЮНГИ, ПРОСЛАВИВШИЕ  РОССИЮ

Юнги не только бесстрашно воевали. И после Великой Отечественной войны они не забыли свои клятвы и продолжали хранить, оберегать и умножать традиции школы юнг ВМФ, честь для них всегда была превыше всего. Они и после войны поддерживали друг друга, создав советы ветеранов юнг и в Москве, и в Ленинграде (Петербурге, юнги-ветераны не только встречались, но и активно участвовали в военно-патриотическом воспитании молодёжи. 

Известными всей стране людьми стали бывшие юнги Борис Штоколов, Валентин Пикуль, Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов, Михаил Герман. Служивший в конце войны на Балтике на крейсере «Киров» торпедным электриком Борис Штоколов стал народным артистом СССР, его знаменитый бас звучал в самых престижных залах, на самых известных сценах. Путь от юнги до адмирала прошли Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов.

1.   Валентин Саввич  Пикуль, великий  русский  писатель.

Валентин Пикуль с  пятью  классами  образования  стал  юнгой 1 набора,  прибыв  в  школу  юнг  из Северодвинска. После  12  месяцев  обучения  в  Соловецкой  школе  с  15  лет  будущий  писатель  начал  службу  на  Северном  флоте  юнгой  на  корабле. В 16  лет  стал  командиром  боевого  поста, позже —  штурманским  электриком.

2. Борис  Тимофеевич  Штоколов.

Осенью  1944 года  всё  бросил из-за голода  и  уехал  в школу  юнгов  Северного  флота, которая  находилась  в  Белом  море  на  Соловецких  островах».Борис  Штоколов  стал  юнгой  третьего набора, торпедным  электриком. Поэтому  после  окончания  школы  юнг Борис был  направлен в  Кронштадт на  эсминец  «Строгий», позже – на эсминец «Стройный».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к молодежи ветеранов юнг ВМФ:

«За прошедшие годы у нас, выпускников Соловецкой школы юнг, сложились традиции, которые мы хотим передать вам, молодому поколению. Мы искренне хотим видеть вас патриотами нашей Родины, защитниками вашей России».

Они призывают молодое поколение:

— Изучать и бережно хранить историю Великой России;

— знать и не предавать забвению Подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

сохранять традиции и поисковое движение молодежи – походы по местам героических традиций старших поколений.

Мы обращаемся к средствам массовой информации, молодежным патриотическим объединениям, органам образования и комитетам по делам молодежи с просьбой опубликовать наше обращение и содействовать патриотическому воспитанию молодежи. В том числе, через изучение такой героической страницы истории, как история юнг военно-морского флота. Без исторического прошлого не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы сохранили священную память о подвигах ваших дедов и прадедов.

Пусть главным ориентиром в вашей жизни будут понятия «Честь», «Достоинство», «Братство» и безграничная любовь к своей Родине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. https://www.school-science.ru/0317/5/29295

  2. http://tass.ru/armiya-i-opk/4438186

  3. http://arhcity.ru/?page=124/1883

  4. http://pravdasevera.ru/society/-b4ec4bwo

  5. http://www.myshared.ru/slide/670274/

  6. https://infourok.ru/prezentaciya-soloveckaya-shkola-yung-946821.htmlПРИЛОЖЕНИЕ А

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5 Писатель Валентин Пикуль

Рис. 6. Борис  Тимофеевич  Штоколов

,

Рис. 7. Владимир Моисеенко

Рис. 8. Александр Ковалев

Рис. 9. Виталий Леонов

Рис. 10. Игорь Перетрухин

Рис. 11. Иван Дудоров

Рис. 12. Валентин Солдатов

Рис. 13. Виктор Харчев 

Рис. 14. Борис Давыдов

Рис. 15. Виталий Гузанов

Рис. 16. Евгений Горячев

Рис. 17. Виль Байкин

Рис. 18. Юрий Зайцев

Легко учиться!