Активные формы организации учебно-воспитательного процесса

Тема

по самообразованию:

«Активные формы организации учебно-воспитательного процесса».

Учитель – это первый, а затем и главный

светоч в интеллектуальной жизни школьника;

он пробуждает у ребенка жажду знаний,

уважение к науке, культуре, образованию.

В.А.Сухомлинский

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность учащихся сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Основной формой обучения в школе является урок, но урок зачастую принимает характер традиционной пятиэлементной структуры с преобладанием пассивных форм работы учащихся (организационный момент – опрос по домашнему заданию – объяснение нового материала – закрепление изученного – домашнее задание). И, к сожалению, многие учителя до сих пор так и строят урок. Негативным фактором являются не столько эти элементы (они в той или иной мере, в различной последовательности могут быть, а некоторые из них даже обязаны присутствовать), сколько то, что в силу устоявшихся традиций и инертности эти элементы практически по всем предметам следуют в одной и той же последовательности из урока в урок. Однообразие, как известно, утомляет. Но даже не в этом основная проблема, а в том, что в подавляющем большинстве на уроке ученики пассивны, они не добывают, и не осваивают знания. Они пассивны и тогда, когда осуществляют учебные действия, если эти действия организованы только на репродуктивном уровне.

Почему же так живуч пятиэлементный урок с преобладанием пассивных форм работы?

Во-первых, этот урок с минимальными затратами творческой энергии. Пребывать в таком положении учителю, да и ребятам удобнее, спокойнее. Урок, построенный на преобладании активных форм работы с учащимися, когда они в поиске решения проблемы, когда каждый из них работает в режиме индивидуальных возможностей, — такой урок требует огромных затрат энергии, дополнительного мастерства. Он сопряжен с очень большой предварительной подготовкой, так как в этом случае учитель становится организатором творческой деятельности своих питомцев, является соучастником их открытий. Вот почему только стоит учителю ослабить внимание к активизации познавательной деятельности, как мгновенно урок скатывается к традиционной структуре с пассивными формами работы.

Во-вторых, одним из факторов прочного укоренения традиционного урока с пассивными формами работы является уровень профессионализма учителя. Декларативные призывы обеспечить активную познавательную деятельность ребят на уроке мало что могут изменить, если у учителя нет соответствующей подготовки. Для этого необходимы четкие способы, механизмы обеспечения этой активности и владение ими. Механизмы не на уровне операций, а на уровне обобщенных действий на уроке, таких алгоритмов, когда за учителем и учащимися остается право на творчество. Но этому учитель должен научиться.

Существующие однообразные пассивно-авторитарные технологии обучения, когда ученик под давлением учителя воспроизводит то, что дано в учебнике. Имеют очень серьезные последствия:

•отсутствуют положительные мотивы к учению, так как не реализуется познавательный рефлекс «что такое?» (интерес к учению пропадает очень быстро, посещение уроков становится пыткой);

•школьники растут безынициативными, со временем у них развивается иждивенчество, неуверенность в своих силах. Школьная наука перед ними предстает как нечто недоступное самостоятельному познанию «обычного» человека;

•наступают психологические перегрузки и усталость вследствие монотонной, однообразной деятельности. Учащиеся устают не столько от больших объемов осваимого материала, сколько от несовершенства технологий урока, от методического однообразия и пассивности. Скучный, неинтересный урок длится бесконечно. Становится невыносимым. Урок же, насыщенный разнообразными формами активной поисковой работы, сопровождаемый объективной оценкой деятельности, проходит быстро, незаметно. Если учащиеся и устают, то эта усталость другого рода: она от приятной работы, и легко снимается перерывом между уроками.

Однообразие и пассивность в учебной деятельности неприятны не только в организационно-педагогическом аспекте, но и очень опасны для здоровья школьников, у учащихся формируется бессилие в решении возникающих в жизни проблем. Действительно, со временем они привыкают к тому, что им все дается в готовом виде, думать не надо. Они и не учатся думать сами. Любая наука предстает перед ними как плод мысли одаренных людей, как нечто недосягаемое для их анализа и самостоятельного поиска. С этим они выходят в жизнь. У детей пропадает стремление и желание расширять свой кругозор, так как они не видят личностного смысла в том, что изучают. Основные достижения, открытия, описываемые в школьных учебниках, становятся для них отчужденными, оторванными от повседневной жизни, малозначимыми фактами. Все чаще можно встретить учеников, ученых, учителей, которые все знают, но не понимают, что происходит в окружающем мире. Ибо, как отмечал В.П.Зинченко, «…они не «содеяли действие», не отвоевали части действительности, их знания не событийны, не индивидуальны, не несут на себе печать личности. Их знания бесстрастны».

Всему в школе научить невозможно, но выработать желание и умение приобретать знания и использовать их на протяжении всей жизни – реальная и посильная задача. Важно научить ребенка учиться, раскрыть механизмы эффективного учения, познакомить с технологиями саморазвития.

Активные формы обучения позволяют всем детям осознать материал. Прочувствовать личностно значимые понятия, приобрести новый жизненный опыт, получить прочную основу развития. Дети осваивают также работу в группах – в паре, в четверке, постигают азбуку общения, учатся слушать и слышать другого, совместно усваивать и присваивать ценности своего народа и вырабатывать собственное к ним отношение, собственную позицию.

Активные формы обучения позволяют учителю избежать монологичности, назидательности и строить совместную деятельность по законам общения. Учащиеся здесь – не объект воздействия, а субъекты учебного процесса. Благодаря этому идет открытое общение, а не навязывание знаний и оценок взрослого.

Каждый урок с применением активных форм проходит в три этапа:

•подготовительный;

•основной (индивидуальный, в паре, в группе);

•рефлексия.

Подготовительный этап необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также для мотивации учащихся на предстоящую работу. На доступном примере полезно раскрыть ученикам значимость предстоящей деятельности, заинтересовать их. То, что значимо, интересно, выполняется с удовольствием. Можно использовать различные способы для создания благоприятного психологического климата: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы все это было новым, необычным, значимым для учащихся. На этом этапе целесообразно предупредить возможные неудачи, выразить надежду на успех («у вас все получится…», «если возникнут трудности, мы разберемся вместе» и т.п.) .

На подготовительном этапе урока более активен учитель. Работа строится в форме беседы, диалога.

На основном этапе активность переходит к школьникам. Роль учителя здесь направляющая, поддерживающая, корректирующая. Учитель наблюдает за самостоятельной работой ребят на индивидуальном этапе. Анализирует успехи и неудачи в их общении. При работе учащихся в паре, в группе возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.

На этапе рефлексии (заключительном этапе) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы. Осваивая способы анализа и самоанализа деятельности. Акцент нужно делать на положительных результатах, определить то, чему предстоит научиться в будущем, подчеркнуть успешность совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь дает максимальный развивающий эффект.

По моему мнению, особенно в начальной школе (так как задачей этого периода является формирование положительной учебной мотивации) важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Лишь тогда занятия будут более эффективными, а дети более развитыми.

Я в своей практике широко использую такие активные формы как проблемные беседы, учебные дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельные виды работ, алгоритмические упражнения.

Расскажу на примере о некоторых из форм. В прошлом учебном году я проводила урок во 2 классе по курсу «Окружающий мир» на тему: «Будь природе другом».

1.На подготовительном этапе урока работа строилась в форме беседы, диалога. Раскрыла ученикам значимость предстоящей работы, заинтересовала их.

2.Была на уроке и проблемная беседа: «Почему многие растения и животные встречаются все реже?»

Развитие личности младшего школьника будет более успешным, если в учебном процессе будут применяться активные формы обучения. Вот в чем заключается их эффективность:

1.Формируется высокий уровень учебной мотивации.

2.Работа на уроке идет в режиме индивидуальных возможностей.

3.Активизируется познавательная деятельность.

4.Стимулируется творчество учеников и учителя.

5.Существует возможность проявлять инициативу и самостоятельность.

6.Нет учебных перегрузок.

7.Формируется стремление к самообразованию и саморазвитию.

8.Идет развитие коммуникативных навыков.

Литература

1.Калмыкова З.И.»Педагогика гуманизма – М.: Знание, 1990

2.Канарская О.В.»Инновационное обучение» – СПб.: Лики России, 1997

3.Каличенко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий» – СПб.: Каро, 2004

4.Лизинский В.М. «Приемы и формы в учебной деятельности» — М.: Педагогический поиск, 2002

5.Сборник «Педагогический поиск» (составитель Баженова И.Н.) – М.: Педагогика, 1987

6.Салмина Л.Г.»Знак и символ в обучении» — М.: МГУ, 1988

7.Фридман Л.М.»Педагогический опыт глазами психолога» — М.: Просвещение. 1987

8.Шаталов В.Ф.»Куда и как исчезли тройки?» — М.: Педагогика, 1980

9.Шамова Т.И., Давыденко Т.М.»Управление образовательным процессом в адаптивной школе» — М. : Педагогический поиск, 2001

10.Шевченко С.Д. «Школьный урок: как научить каждого » — М.: Просвещение, 1991

Легко учиться!