«Воздух и его роль в жизни человека»

Занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«ВОЗДУХ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами. Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

МАТЕРИАЛ: одна банка с водой и стакан, рисунок дома – природы и обычного дома, полиэтиленовые мешочки, кубики, каштаны, салфетка, стаканы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома – природы и обычного дома. Что в них есть?

Дети: В доме природы есть деревья, вулканы, солнце, животные, птицы, тучи. В обычном доме есть газовые плиты, растения, птицы, животные…

Педагог: Обратите внимание: на обоих рисунках много пустого не закрашенного места. Почему? И в нашем обычном, и в доме природы есть…(ответы детей).

— Правильно вы сказали, есть воздух, которым мы дышим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе (показывает банки).

— Ребята, посмотрите это чистая банка, как вы думаете есть ли что – нибудь в ней.

Дети: Банка пустая и в ней ничего нет.

Педагог: Дети, это не так: в банке что – то есть, просто это что-то вы, ребята, не смогли увидеть.

— ребята, перед вами лежит полиэтиленовый мешочек. Заполните мешочек кубиками (дети выполняют задание).

— Каким стал мешочек?

Дети: Выпуклым.

Педагог: Добавьте кубиков еще в мешочек. Каким стал мешочек?

Дети: более выпуклым.

Педагог: А теперь заполните мешочек каштанами (дети выполняют задание).

— Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: выпуклость мешочка зависит от количества, содержащегося в нем вещества.

Педагог: Возьмите полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотрите их и ответьте есть ли что – нибудь в них?

Дети: Он пустой, в мешочке ничего нет.

Педагог: А теперь возьмите мешочек и скрутите его со стороны отверстия. Что стало с мешочком?

Дети: Он стал выпуклым?

Педагог: Но ведь выпуклым мешочек может быть тогда, когда в нем что-то есть, следовательно, что-то раздуло мешочек.

Дети: В мешочке был воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на стульчик сесть опять.

Педагог: Ребята, хотя воздух и невидим, все – таки его можно обнаружить и кое – что о нем узнать.

ОПЫТ: Взять стакан (с приклеенным на дно кусочки пластилина) ввести в него салфетку и прижать ее ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз и опустить в таз с водой (дети проделывают то же самое).

Педагог: Есть ли вода в стакане?

Дети: Вода вошла в стакан.

Педагог: Замочила ли она салфетку?

Дети: Замочила, не замочила.

Педагог: А вот мы сейчас и проверим. Выньте стакан из воды и потрогайте салфетку.

Дети: Салфетка сухая.

Педагог: А как вы думаете почему?

Дети: В стакан вошло мало, потому что в стакане был воздух.

Педагог: Чтобы вы убедились, что воздух находится вокруг нас, я проделаю еще один эксперимент.

— Возьму воронку с надетым на узкую часть резиновым шариком и опущу воронку в воду, что вы увидели?

Дети: Шарик раздуется.

Педагог: Почему?

Дети: Потому что воздух вышел из воронки в шарик.

Педагог: Ребята, так скажите мне, где же есть воздух.

Дети: Воздух есть в комнате, в стакане, целлофане, в банке.

Педагог: На следующем занятии мы проделаем с вами еще ряд опытов, где вы убедитесь, что воздух есть в воде, земле, в кирпиче.

«Мыльные пузыри» С. Маршак

Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускай из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла,

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

Он воздухом надутый,

По воздуху плывет,

Но и одной минуты

На свете не живет.

Нарядный, разноцветный,

Пропал он навсегда,

Расплылся не заметно,

Растаял без следа…

Педагог: Дети вы обратили внимание, чем был надут мыльный пузырь?

Дети: Воздухом.

Педагог: А почему пузырь исчезает?

Дети: Он лопается, из него выходит воздух.

(Игра «Мыльные пузыри»)

Легко учиться!