Вино вину творит

Методическая разработка урока литературы

«Вино вину творит»

(на примере произведений В.Шукшина и В.Высоцкого)

Цель:

Создать условия для целенаправленного формирования ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.

Задачи:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни,

2. Показать пагубное влияние алкоголя на жизнь и здоровье человека.

3. Развивать устную речь у учащихся, способность свободно держаться перед аудиторией.

Форма проведения:

Беседа с учащимися, анализ текстов.

Оборудование:

Тексты

В.Высоцкий «Милицейский протокол», «Ой, где был я вчера», «Про чёрта»

В.Шукшин «Жена мужа в Париж провожала…»

Ход урока:

I.

Учитель:

«Человек разумный» живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Так утверждают психологи. Поэтому психическое здоровье населения мира является важнейшей проблемой медицинской науки и здравоохранения. Алкоголь губит генетический фонд человечества, интеллект. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об этой проблеме, а подтверждать свои выводы мы будем примерами из произведений В.Шукшина и В.Высоцкого.

Я предлагаю вам открыть первую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней будут служить слова великого Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии»

1-й ученик:

«Похититель рассудка» — так именуют алкоголь с давних времён. Мозг человека – уникальное творение природы. Алкоголь даже в малых количествах убивает этот удивительный феномен. Под влиянием алкоголя искажается восприятие окружающей обстановки. Алкоголь губит те человеческие качества, которые прививаются системой воспитания, а наружу лезут грубые и самые низменные свойства личности.

2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»

Учитель:

— О чём это стихотворение?

— Каким показывает своего героя В.Высоцкий?

— Каково ваше отношение к герою стихотворения?

— Какими словами автор описывает состояние героя?

— Представьте ситуацию: вы пришли в гости к друзьям, а в их компании вдруг оказывается такой же пьяный человек. Какие чувства вы испытывали бы к нему? Остались бы вы в этой компании дальше? Почему?

(Ответы учеников)

Учащиеся инсценируют стихотворения В.Высоцкого «Милицейский протокол»

Учитель:

— Какие чувства вызывают у вас герои этого произведения? Почему?

— Какое впечатление они произвели на вас? Как отражается пьянство на внешнем облике человека? Подтвердите цитатами.

1-й ученик:

— Систематический приём алкоголя разрушает волю человека, а тяга к пьянству становится привычкой. Как любое наркотическое вещество, алкоголь сначала вызывает привыкание у пьющего, а затем зависимость. Вслед за психической зависимостью наступает физическая, которая характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжёлым сном с кошмарами.

2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Про чёрта»

Учитель:

— Что иллюстрирует стихотворение? В каком состоянии находится герой?

— Каково настроение героя? Докажите примерами из текста.

II

А сейчас мы переходим на вторую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней я взяла стихотворение Роберта Бёрнса, написанное ещё в XVIII веке:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьба и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин

и просто пьянство – без причин.

Учитель:

— Как вы думаете, почему люди пьют? (Ответы детей)

— Давайте найдём один из ответов на этот вопрос в рассказе В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».

Учитель читает рассказ.

— Кто главный герой рассказа? Охарактеризуйте его. Подтвердите свои слова цитатами из текста.

— В чём смысл названия рассказа? Почему жена Валя зла на своего мужа? За что она его ненавидит?

— Как Колька решает свои проблемы? Чем заглушает свою обиду?

— Почему Колька начал пить, почему он не ушёл от жены? Ответ найдите в тексте.

— Оправдываете ли вы поступок Кольки?

III

Мы переворачиваем последнюю страницу нашего урока и эпиграфом к ней будет русская пословица: «Вино вину творит».

Учитель:

Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия.

Судебная практика свидетельствует: со злоупотреблением алкоголя связана половина несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте и половина всех убийств. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирают от рака.

Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь вызывает чувство облегчения, отрешение от забот, улучшает настроения. Но так ли это на самом деле?

Помогла водка Кольке из рассказа В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»? А было ли весело герою стихотворения В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»? До чего довела героя страсть к алкоголю из стихотворения «Про чёрта»?

Писатель А.Серафимович в рассказе «Гуси» описывает такой способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормления гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят голыми руками.

IV

Рефлексия

По окончании урока учащимся предлагается выразить своё отношение путём выбора соответствующего значка: улыбающийся смайлик – разговор показался важным и нужным, грустный – разговор не произвёл положительного впечатления.

Легко учиться!