Методическая разработка урока литературы
«Вино вину творит»
(на примере произведений В.Шукшина и В.Высоцкого)
Цель:
Создать условия для целенаправленного формирования ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.
Задачи:
1. Пропагандировать здоровый образ жизни,
2. Показать пагубное влияние алкоголя на жизнь и здоровье человека.
3. Развивать устную речь у учащихся, способность свободно держаться перед аудиторией.
Форма проведения:
Беседа с учащимися, анализ текстов.
Оборудование:
Тексты
В.Высоцкий «Милицейский протокол», «Ой, где был я вчера», «Про чёрта»
В.Шукшин «Жена мужа в Париж провожала…»
Ход урока:
I.
Учитель:
«Человек разумный» живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Так утверждают психологи. Поэтому психическое здоровье населения мира является важнейшей проблемой медицинской науки и здравоохранения. Алкоголь губит генетический фонд человечества, интеллект. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об этой проблеме, а подтверждать свои выводы мы будем примерами из произведений В.Шукшина и В.Высоцкого.
Я предлагаю вам открыть первую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней будут служить слова великого Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии»
1-й ученик:
«Похититель рассудка» — так именуют алкоголь с давних времён. Мозг человека – уникальное творение природы. Алкоголь даже в малых количествах убивает этот удивительный феномен. Под влиянием алкоголя искажается восприятие окружающей обстановки. Алкоголь губит те человеческие качества, которые прививаются системой воспитания, а наружу лезут грубые и самые низменные свойства личности.
2-й ученик
Читает стихотворение В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»
Учитель:
— О чём это стихотворение?
— Каким показывает своего героя В.Высоцкий?
— Каково ваше отношение к герою стихотворения?
— Какими словами автор описывает состояние героя?
— Представьте ситуацию: вы пришли в гости к друзьям, а в их компании вдруг оказывается такой же пьяный человек. Какие чувства вы испытывали бы к нему? Остались бы вы в этой компании дальше? Почему?
(Ответы учеников)
Учащиеся инсценируют стихотворения В.Высоцкого «Милицейский протокол»
Учитель:
— Какие чувства вызывают у вас герои этого произведения? Почему?
— Какое впечатление они произвели на вас? Как отражается пьянство на внешнем облике человека? Подтвердите цитатами.
1-й ученик:
— Систематический приём алкоголя разрушает волю человека, а тяга к пьянству становится привычкой. Как любое наркотическое вещество, алкоголь сначала вызывает привыкание у пьющего, а затем зависимость. Вслед за психической зависимостью наступает физическая, которая характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжёлым сном с кошмарами.
2-й ученик
Читает стихотворение В.Высоцкого «Про чёрта»
Учитель:
— Что иллюстрирует стихотворение? В каком состоянии находится герой?
— Каково настроение героя? Докажите примерами из текста.
II
А сейчас мы переходим на вторую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней я взяла стихотворение Роберта Бёрнса, написанное ещё в XVIII веке:
Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьба и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин
и просто пьянство – без причин.
Учитель:
— Как вы думаете, почему люди пьют? (Ответы детей)
— Давайте найдём один из ответов на этот вопрос в рассказе В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».
Учитель читает рассказ.
— Кто главный герой рассказа? Охарактеризуйте его. Подтвердите свои слова цитатами из текста.
— В чём смысл названия рассказа? Почему жена Валя зла на своего мужа? За что она его ненавидит?
— Как Колька решает свои проблемы? Чем заглушает свою обиду?
— Почему Колька начал пить, почему он не ушёл от жены? Ответ найдите в тексте.
— Оправдываете ли вы поступок Кольки?
III
Мы переворачиваем последнюю страницу нашего урока и эпиграфом к ней будет русская пословица: «Вино вину творит».
Учитель:
Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия.
Судебная практика свидетельствует: со злоупотреблением алкоголя связана половина несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте и половина всех убийств. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирают от рака.
Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь вызывает чувство облегчения, отрешение от забот, улучшает настроения. Но так ли это на самом деле?
Помогла водка Кольке из рассказа В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»? А было ли весело герою стихотворения В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»? До чего довела героя страсть к алкоголю из стихотворения «Про чёрта»?
Писатель А.Серафимович в рассказе «Гуси» описывает такой способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормления гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят голыми руками.
IV
Рефлексия
По окончании урока учащимся предлагается выразить своё отношение путём выбора соответствующего значка: улыбающийся смайлик – разговор показался важным и нужным, грустный – разговор не произвёл положительного впечатления.