Тема: « Заплата-аппликация» 5 кл.
Цель:
-
Изучить материалы, формы, способы прикрепления заплаты и освоить технологию обработки заплаты – аппликации.
-
Способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями. Развивать глазомер, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности.
-
Содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношения к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате.
Оборудование:
-
ножницы,
-
иглы для ручных швов,
-
игольница,
-
нитки,
-
булавки, наперсток
-
ткани для образца и для заплаты
-
аппликация
-
утюг.
Наглядные пособия:
-
виды декоративных заплат
-
рисунки аппликации
-
презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Обратить внимание на гостей.
2. Эмоциональный настрой: посмотрите друг на друга, улыбнитесь и на этой позитивной ноте начнем сегодняшний урок.
II. Актуализация знаний учащихся
1.- Урок мы начнем с игры, которая поможет выяснить ваши знания терминологии швейных работ. Кто помнит, как она называется? (ответы детей)
— Верно, игра называется «Найди пару». А кто из вас может разъяснить правила игры? (ответы детей)
— Каждый из вас получит набор карточек двух цветов: розового и белого. На розовой карточке написаны термины швейных работ, на белых – содержание работы, или определение. К каждому термину на карточке розового цвета нужно найти пару в группе карточек белого цвета. Например, карточке розового цвета со словом «стежок» будет соответствовать карточка с определением «переплетение ниток между двумя проколами иглы». Победит в игре тот, кто быстрее других найдет все пары.
Проведение игры «Найди пару». Подведение итогов, переверните карточку и проверьте, совпали ли у вас в каждой строчке круги одинакового цвета или нет. Если совпали – вы подобрали пары правильно, а если нет – подумай еще (назвать победителей и прочитать терминологию еще раз).
— Молодцы.
2.- Посмотрите на доску, здесь представлены картинки. Давайте рассмотрим их и попробуем объяснить, что на них изображено. (ответы детей)
— Правильно, это виды ремонта одежды. Давайте назовем их: пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки.
— Молодцы. А надо ли нам учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).
— Хорошо. Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным. … бережливым и экономным.)
Вывод. Итак, сегодня, мы с вами:
-
поиграли в игру «Найди пару», где учились запомнить терминологию швейных работ;
-
вспомнили виды ремонта одежды, которые мы проходили на прошлых уроках.
III. Сообщение нового материала
1. Сообщение темы и цели урока — Сегодня у нас с вами новая тема. Как вы думаете, о чем мы будем говорить и чем заниматься? (ответы детей)
-Как видите, предположений много и чтобы определить тему нашего урока я предлагаю ее прочитать. Итак, тема урока… Ой, девочки, посмотрите тема состояла из двух слов, буквы одного слова разбежались. Лена, прочитай, пожалуйста, слово, которое осталось: — аппликация.
— Хорошо, вспомним, что такое аппликация?
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок или узоров из кусочков бумаги, ткани, кожи и прочих материалов.
— Где мы с вами уже встречались с аппликацией? (ответы детей)
— Правильно, мы украшали аппликацией мешочек для хранения изделий.
— Ну, а теперь давайте попробуем собрать и прочитать слово, в котором разбежались буквы. И это слово: ЗАПЛАТА.
ЗАПЛАТА это:
Древнерусское – платъ (кусок материи).
Слово славянского происхождения, производное от «платити» – латать, чинить.
Заплата – «кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась».
— А, что же будет обозначать — ЗАПЛАТА – АППЛИКАЦИЯ? Т.е. это вырезанная, наклейная или нашитая фигурка или кусок материала, пришиваемый на одежду в том месте, где она порвалась.
Заплата – аппликация, является одним из видов ремонта одежды.
— Девочки давайте подумаем, что мы должны знать и чему научиться, чтобы отремонтировать одежду заплатой – аппликацией? (ответы детей)
— Правильно. Изучить материалы, формы, способы прикрепления заплаты и освоить технологию обработки заплаты – аппликации.
— Любой ремонт выполняют так, чтобы он был, как можно менее заметен. Когда место повреждения на одежде небольшое, это сделать легко. А как быть, если вырван большой клочок ткани или ткань протерлась при носке на видном месте? (ответы детей)
— В таких случаях нам на помощь приходят заплаты, которые закрывают собой поврежденные места. Когда трудно сделать заплатку незаметной, можно сделать ее красивой, превратить в украшение, в виде аппликации.
Для этого подойдет любая плотная ткань или мягкая кожа. Форма заплаты может быть любой – она зависит от фантазии и мастерства автора. Рассмотрим образцы заплат – аппликаций. Материал заплаты может быть как контрастного цвета, так и в тон изделия. Готовую аппликацию прикрепляют на поврежденное место с лицевой стороны изделия вручную или на швейной машине. Какими стежками выполнены заплата – аппликации на образцах? (ответы детей)
— Прикрепление заплаты вручную выполняют косыми или петельными стежками.
Физминутка
Вывод.
1. Итак, ЗАПЛАТА – АППЛИКАЦИЯ — это вырезанная, наклейная или нашитая фигурка или кусок материала, пришиваемый на одежду в том месте, где она порвалась.
2. Заплата – аппликация, является одним из видов ремонта одежды.
3. Материал — плотная ткань или мягкая кожа, форма – любая, прикрепляют заплаты вручную косыми или петельными стежками.
2. Чтение рассказа.
— Я приглашаю к доске Азалию, она прочитает рассказ «Брюки превращаются…»
«Брюки превращаются…»
Оля стояла у окна и смотрела на улицу. Во дворе мальчишки играли в футбол. Среди них был и её младший брат Митька. Погода была замечательная, и Оля решила тоже прогуляться. Не успела она собраться, как в комнату вбежал Митька. У него было испуганное лицо: «Оля, я упал и порвал брюки! Мама будет ругаться!» «Ладно, не бойся, я сейчас тебе их зашью» — сказала Оля.
Она взяла нитки, иголку и зашила дырку косыми стежками: дырка была круглая и на брюках образовалась складка. Мама это сразу заметит! «Нужно сделать заплатку!» — подумала Оля, распорола дырку, взяла кусочек ткани, обвела края дырки и вырезала заплатку точно по линии. Попыталась пришить заплатку к дырке, но у неё ничего не получилось: заплатка оказалась мала.
Митька совсем расстроился: « Теперь точно от мамы попадёт» — подумал он. «Ладно, не унывай» — сказала Оля. «Сейчас мы из твоих брюк шорты сделаем, а маме скажем, что тебе жарко стало, лето на дворе!» Она взяла ножницы и отрезала штанины брюк выше колена. Вот видишь, замечательные шорты! Митька натянул новые шорты и радостный побежал на улицу.
Подумайте и ответьте:
— Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?
— Какие ошибки она совершила?
— Как поступили бы вы в такой ситуации? (ответы детей)
3. Последовательность выполнения заплаты-аппликации
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с технологией обработки заплаты-аппликации и попробуем выполнить эту работу на образце.
Для этого надо:
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. (мы будем использовать вырезанные по шаблонам образцами)
3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.
Проверка качества работы.
Вывод. Итак, мы с вами познакомились с технологией обработки заплаты – аппликации.
4.Игра «Найди лишнее».
— Посмотрите на картинки и определите, что здесь лишнее.
На последней картинке изображены инструменты (игла и ножницы), предложить детям вспомнить технику безопасности при работе с этими инструментами.
Повторение правил техники безопасности
— Где нужно хранить иголки и булавки?
— Как нужно передавать ножницы? — Где нужно хранить ножницы?
— Каким образом определяют длину рабочей нити? — Как нужно подбирать нитки?
Подготовка рабочего места к практической работе.
4.Подведение итога первого урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
— Какое время года у нас сегодня? А какой праздник приближается? (ответы детей)
— Сегодня я принесла вам маленькую, но очень красивую елочку и мы сейчас ее будем украшать. Перед вами красные и синие шары. Те, кому сегодня понравился урок, кто отвечал на уроке и узнал много нового, возьмите красные шары и повести их на елку. Ну, а те, кому не понравился урок, возьмите сини шары и положите их под елку.
— Спасибо всем, молодцы.
IV. Практическая работа
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя памятку с этапами выполнения , а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.
V. Подведение итогов урока
— Ответьте на следующие вопросы:
-
На уроке я узнала…
-
На уроке я научилась…
-
На уроке мне было…
Уборка рабочих мест. Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок в журнал.