План урока самопознания
Дата ______________
Тема: « Как прекрасен этот мир!»
Ценность: Любовь
Качества: любовь ко всем; любовь в семье; любовь к животным; не быть эгоистом; уметь делиться; дружба;
помощь другим и т.д.
Цель: расширять представление о ценности природы как источника жизни.
Задачи: раскрывать значение понятий «взаимная поддержка», «взаимопомощь», «бескорыстие»; развивать умение оказывать посильную бескорыстную помощь людям; воспитывать чувство сопереживания, чуткого и доброжелательного отношения к людям.
Ресурсы: музыкальный материал, слайдовые презентации.
Ход урока:
I. Орг.момент. Позитивный настрой. Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне цветы. Стрекочут кузнечики, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал улыбку на вашем лице. Вам очень приятно это прикосновение. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям. Обратите внимание на небо, голубое безоблачное небо.Высоко парящая птица. И хочется стать частью этого парения. Легкость.
Невесомость. Чудесный полет. Хорошо. Насладитесь ощущением этого чудесного полета. Легкость, невесомость, чудесный полет. Замечательно. Полет завершается.
— Как прошла ваша прогулка?
— Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
II. Позитивное высказывание (цитата).
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев.
— Согласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему?
— А теперь я вам предлагаю немного расслабиться!
III. Рассказывание истории (беседа). Подарок. Рассказ учителя
«Монолог природы» (чтение стихотворения /https://www.youtube.com/watch?v=iOedVOd04L4)
— Как вы понимаете смысл данного стихотворения?
— Как вы понимаете смысл выражения «человек – часть природы»?
— Какие чувства и эмоции вызывают у вас такие природные явления, как гроза, ветер, снегопад?
— Является ли природа источником творческого вдохновения человека? Почему?
С. Мауленов. «Маленький художник». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, чтобы лучше представить описанную в стихотворении картину.
Слив и яблок полон сад, И, вздымаясь ввысь и ввысь,
Каждый плод ласкает взгляд, Горы с солнышком сошлись,
Горы снежные курятся, И в его чудесном свете
Сверху вниз потоки мчатся, Трав пылает многоцветье.
У диковинной скалы Щедрый мир плодов, растений,
Бродят дикие козлы, Каждый лучик и цветок
Бьются острыми рогами, Рисовал, не зная лени,
С камня прыгают на камень, Мальчик, ростом с ноготок.
— Какое название можно придумать для картины маленького
художника? (Ответы детей).
IV. Творческая деятельность.
-Сегодня мы будем рисовать любимую природу. Я принесла волшебные кисти и краски. Это краски нашей родной природы. Кисти и краски начинают рисовать только тогда, когда зазвучит музыка. Хотите стать волшебными художниками?
Волшебной кисточкой взмахну —
В художников вас превращу.
Звучит музыка П.И. Чайковского. Дети рисуют. После окончания работы воспитатель организует выставку. Дети по желанию рассказывают о своих рисунках.
V. Групповое пение. « Мы хотим чтоб птицы пели…»
VI. Домашнее задание. Подготовить инсценировку «воображаемого диалога»
дерево и птица
море и рыба
ветер и облако
Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей.
VII. Заключительная минута тишины
Обобщение
Чтение стихотворения учителем.
Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны от вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растений. С. Маршак
Заканчиваем урок фразой: «Я думаю, что природа наделила меня…»
Дополнительный материал к занятию
Лика Разумова «Цветная природа»
Изучаю я цвета
Вместе с бабушкой с утра.
Белый цвет живёт в ромашке, Любит папину рубашку,
Спит в снегу, сугробах, льдах,
А резвится в облаках.
Синий цвет гуляет в море,
С васильками дружит в поле, Умывается росой,
В кране булькает с водой.
Цвет зелёный спит в листве, Кувыркается в траве,
На капусте веселится,
Крокодилов не боится.
Красный цвет сидит в клубнике, Загорает в землянике,
Греет бок свой на костре,
Красит щёчки детворе.
А.Н. Модзалевский «Времена года»
Как вернется к нам весна, Чем подарит нас она?
-Цветами, цветами, цветами.
Ну, а летнею порой
Чем богаты мы с тобой?:
Хлебами, хлебами, хлебами.
Лето быстро пролетит, —
Чем же осень наградит?
Плодами, плодами, плодами.
Вот зима катит как раз,
Чем она засыплет она нас?
Снегами, снегами, снегами.
Маричевы Александр, Татьяна
Земля огромна наша — морей и рек не счесть, Озёрная прохлада и степь с пустыней есть,
А горы с облаками играют в хоровод,
Вершины их под снегом — зимой и круглый год.
Растёт здесь много разных деревьев и цветов,
Есть множество животных и птичий перезвон. Всего у нас в достатке — куда ни посмотри,
И океан простёрся с зари и до зари.
Восходит солнце с Тихого и самого большого, Заходит оно вечером за водами другого.
Прекрасна вся Планета, родной любимый Дом, Заботиться мы будем, когда все подрастём.
Мы будем украшать его прекрасными садами, Зелёными лужайками и травными лугами,
Не будем засорять его и портить колорит,
Вернём родному Дому мы первозданный вид