Урок по русскому языку на тему » Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Урок по русскому языку в 6 классе.

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных; выработать навыки правописания сложных прилагательных, их употребления в речи; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами; обогатить речь учащихся сложными прилагательными; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных». Напишите число и тему в тетрадях.

2. Объявление темы и целей урока.

— Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

а) Что мы уже можем сказать о теме? (Речь идет о сложных прилагательных)

б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)

в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)

— Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).

3. Актуализация опорных знаний.

Словообразовательная работа.

— Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.

1. Железная дорога – (железнодорожный)

Пять лет – (пятилетний)

Синие глаза – (синеглазый)

  1. Немецкий и русский – (немецко – русский)

Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)

Северо – запад – (северо – западный).

— Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).

— Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)

— Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).

4. Объяснение нового материала.

— А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

Опорный план – конспект.

Слитно

  1. Русые волосы = русоволосый

  2. Карие глаза = кареглазый

  3. Семь лет = семилетний

Через дефис

  1. Желтый и красный = желто- красный

  2. Горький и соленый = горько – соленый

  3. Северный и восточный = северо – восточный

  1. Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания. Например: кареглазый, дальневосточный, правобережный. Искл.: глухонемой

  2. Через дефис пишутся прилагательные, которые:

а) обозначают оттенки цветов (сине – зеленый, темно – красный);

б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо – восток, Алма – Ата);

в) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, шахматно – шашечный).

— В сложных прилагательных, которые пишутся слитно после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е. Эту гласную по – другому называют еще интерфиксом. Например: дружелюбный, белозубый, овцеводческий.

5. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

— А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску. Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное +имя существительное».

Двадцатиградусный (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).

— А теперь поработаем письменно. Я вам раздам карточки по вариантам. Выполним сначала в тетрадях. Задание 1 варианта такое: выписать сложные прилагательные в 2 колонки.

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне)русская литература, (пяти) этажное здание, (военно)служащий человек, (ярко)желтая косынка, (металло) режущий станок, (серо) голубое небо, (машинно) тракторный парк.

— Задание для 2 варианта: выписать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное»

Завод по ремонту вагонов; завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в десять копеек; мужчина с седыми волосами.

(Работа в тетрадях)

— Давайте проверим работы. Двое из первого варианта выйдут к доске и напишут прилагательные. А остальные проверяют у себя в тетрадях.

(Работа у доски).

— Проверим ответы 2 варианта. С места объясняем написание сложных прилагательных, а мы проверим по доске, правильно ли вы написали.

(Проверка работы)

6. Работа по развитию речи.

— Ребята, посмотрите на доску (интерактивная доска). Здесь вы видите текст. Кто прочитает текст выразительно?

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.

Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза. Но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладкодушистая во время цвета, не ярко – зеленая, а мягко – зеленая липа.

Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем трепетнолистая осина бывает красива и заметна осенью»

— О чем идет речь в тексте?

— Что вы узнали о каждом дереве?

— Какими словами автор их описывает?

— Как вы понимаете слова развесистая, трепетнолистая?

— Еще какие деревья растут в наших лесах?

— Каково значение леса в нашей жизни?

— Что мы делаем для охраны природы?

— Лес – наше главное богатство. И ни одно дерево нельзя срубить без разрешения. Мы должны охранять лес. Вы знаете, что нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда. Мы должны быть друзьями леса, должны охранять и беречь наше главное богатство. Мы любуемся кудрявыми березами, вечнозелеными елями, дубами – великанами. Лес красив в любое время года. (Показ слайдов).

— Найдите в тексте сложные прилагательные и объясните их написание.

7. Игровой момент.

— А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки, на одной стороне написана буква С, а на другой нарисован дефис. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующей стороной.

Белокаменная, серо – коричневый, мясо – молочный, добродушный, дальневосточный, глубоководный, грязелечебный, янтарно – желтый, самодельный, монголо – татарское.

8. Обобщение по теме.

— Ребята, давайте обобщим нашу тему. Что нового вы на этом уроке узнали? Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.

— Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно познакомиться с вами, поговорить. Оказывается вы такие умницы, очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.

(Оценивание учащихся)

Легко учиться!