Урок по русскому языку в 6 классе.
Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Цель: познакомить учащихся с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных; выработать навыки правописания сложных прилагательных, их употребления в речи; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами; обогатить речь учащихся сложными прилагательными; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных». Напишите число и тему в тетрадях.
2. Объявление темы и целей урока.
— Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:
а) Что мы уже можем сказать о теме? (Речь идет о сложных прилагательных)
б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)
в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)
— Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).
3. Актуализация опорных знаний.
Словообразовательная работа.
— Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.
1. Железная дорога – (железнодорожный)
Пять лет – (пятилетний)
Синие глаза – (синеглазый)
-
Немецкий и русский – (немецко – русский)
Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)
Северо – запад – (северо – западный).
— Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).
— Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)
— Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).
4. Объяснение нового материала.
— А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.
Опорный план – конспект.
Слитно
-
Русые волосы = русоволосый
-
Карие глаза = кареглазый
-
Семь лет = семилетний
Через дефис
-
Желтый и красный = желто- красный
-
Горький и соленый = горько – соленый
-
Северный и восточный = северо – восточный
-
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания. Например: кареглазый, дальневосточный, правобережный. Искл.: глухонемой
-
Через дефис пишутся прилагательные, которые:
а) обозначают оттенки цветов (сине – зеленый, темно – красный);
б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо – восток, Алма – Ата);
в) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, шахматно – шашечный).
— В сложных прилагательных, которые пишутся слитно после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е. Эту гласную по – другому называют еще интерфиксом. Например: дружелюбный, белозубый, овцеводческий.
5. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.
— А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску. Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное +имя существительное».
Двадцатиградусный (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).
— А теперь поработаем письменно. Я вам раздам карточки по вариантам. Выполним сначала в тетрадях. Задание 1 варианта такое: выписать сложные прилагательные в 2 колонки.
(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне)русская литература, (пяти) этажное здание, (военно)служащий человек, (ярко)желтая косынка, (металло) режущий станок, (серо) голубое небо, (машинно) тракторный парк.
— Задание для 2 варианта: выписать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное»
Завод по ремонту вагонов; завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в десять копеек; мужчина с седыми волосами.
(Работа в тетрадях)
— Давайте проверим работы. Двое из первого варианта выйдут к доске и напишут прилагательные. А остальные проверяют у себя в тетрадях.
(Работа у доски).
— Проверим ответы 2 варианта. С места объясняем написание сложных прилагательных, а мы проверим по доске, правильно ли вы написали.
(Проверка работы)
6. Работа по развитию речи.
— Ребята, посмотрите на доску (интерактивная доска). Здесь вы видите текст. Кто прочитает текст выразительно?
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.
Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза. Но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладкодушистая во время цвета, не ярко – зеленая, а мягко – зеленая липа.
Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем трепетнолистая осина бывает красива и заметна осенью»
— О чем идет речь в тексте?
— Что вы узнали о каждом дереве?
— Какими словами автор их описывает?
— Как вы понимаете слова развесистая, трепетнолистая?
— Еще какие деревья растут в наших лесах?
— Каково значение леса в нашей жизни?
— Что мы делаем для охраны природы?
— Лес – наше главное богатство. И ни одно дерево нельзя срубить без разрешения. Мы должны охранять лес. Вы знаете, что нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда. Мы должны быть друзьями леса, должны охранять и беречь наше главное богатство. Мы любуемся кудрявыми березами, вечнозелеными елями, дубами – великанами. Лес красив в любое время года. (Показ слайдов).
— Найдите в тексте сложные прилагательные и объясните их написание.
7. Игровой момент.
— А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки, на одной стороне написана буква С, а на другой нарисован дефис. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующей стороной.
Белокаменная, серо – коричневый, мясо – молочный, добродушный, дальневосточный, глубоководный, грязелечебный, янтарно – желтый, самодельный, монголо – татарское.
8. Обобщение по теме.
— Ребята, давайте обобщим нашу тему. Что нового вы на этом уроке узнали? Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.
— Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно познакомиться с вами, поговорить. Оказывается вы такие умницы, очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.
(Оценивание учащихся)