Урок-игра

Урок-игра по истории «Умники и умницы» по теме: «Культура России в первой половине ХIХ в.»

Инина Людмила Сергеевна, учитель истории.

Цели урока:

  • Активизировать знания учащихся по истории

  • Обобщить знания учащихся по культуре России в первой половине

XIX в.

  • Воспитывать уважение к истории России.

Оборудование:

  • Компьютер, экран, проектор

  • Плакат с изображением «дорожек»

  • Жетоны в виде звездочек

  • Портреты выдающихся деятелей истории России первой половины ХIХ века

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, объяснение игры, представление жюри.

  1. Во время отборочного тура участники зарабатывают жетоны. Когда их набирается 5, участник переходит во второй тур. После того, как во второй тур перейдут 3 участника, каждый из них выбирает дорожку.

  2. Условие второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 3 раза, на желтой – 2 раза, на красной – 1 раз.

  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается зрителями, отвечает тот, кто первым поднимает руку.

  4. Если среди зрителей будут ответившие правильно 5 и более раз, они получают «5», если 4 раза – «4». Участники, вышедшие во 2 тур, получат «5», а победитель две «5».

II. Игра.

Отборочный тур

1. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?

Л.Н. Толстой.

2. Кто во времена Николая I возглавлял Министерство просвещения и Академию наук одновременно?

С.С. Уваров.

3. Русский актер, по происхождению крепостной.

М.С. Щепкин.

4. Кто написал оперу “Жизнь за царя”, мелодия из которой в 1992-2000 гг. была Государственным гимном России?

М.И. Глинка.

5. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге?

А.Н. Воронихин.

6. Русский ученый – физик, исследовал электрическую дугу и электрический заряд.

В.В. Петров.

7. Кто из известных русских литераторов был одновременно выдающимся дипломатом и талантливым композитором?

А.С. Грибоедов.

8. Какое архитектурное сооружение было возведено в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. в Москве.

Храм Христа Спасителя.

9. Русский живописец, автор картины “Явление Христа народу”.

А.А. Иванов.

10. Когда и где была построена первая в России железная дорога?

В 1837 г. Она соединяла Санкт-Петербург, Павловск и Царское село.

11. Где и когда был открыт первый в России Ботанический сад по европейскому образцу?

В 1812 г. В Крыму – Никитский.

12. Он в 23 года стал профессором Казанского университета, предложил неевклидову систему геометрии. Кто это?

Н.И. Лобачевский.

13. А.С. Пушкин назвал его “последним летописцем”. О ком идет речь?

О Н.М. Карамзине.

14. Синтез анилина (органического красителя для текстильной промышленности) разработал русский ученый…?

Н.Н. Зинин.

15. Создал электродвигатель и метод гальванопластики известный русский ученый…?

Б.С. Якоби.

16. Кто раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки?

П.П. Аносов.

17. Широкой русской общественности его имя стало известно с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе.

Н.И. Пирогов.

18. Его роман в стихах современники называли “энциклопедией русской жизни”. Кто автор и как называется произведение?

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”.

19. Первую российскую экспедицию в Антарктиду возглавил адмирал?

Ф.Ф. Беллинсгаузен.

20. С жизнью Японии, загадочной для россиян, познакомил читателей в XIX в. русский мореплаватель, проведший три года в плену у японцев.

В.М. Головин.

21. Памятник К. Минину и Д, Пожарскому на Красной площади – произведение скульптора…?

О.И. Бове.

22. В 1827 г. На раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К.П. Брюллов. Через шесть лет из Италии в Россию совершила триумфальное шествие картина…?

“Последний день Помпеи”.

Игра на дорожках.

Зеленая дорожка.

1. Он отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. При Александре I он испытал и взлет и падение: его высоко оценивали Наполеон; Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя Орден Андрея Первозванного. Это?

М.М. Сперанский.

2. В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Какого де было изумление Александра, когда ему сказали, что это здание, было, существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время. Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?

Храм Василия Блаженного.

3. Представьте, что Вы участвуете в важном государственном совещании в начале XIX века. Вас попросили передать служебную записку любому чиновнику министерства иностранных дел. Вам будет легко определить его по мундиру. Навстречу Вам вышли три чиновника в одинаковых темно-зеленых мундирах. У первого – воротник черного цвета, у второго – вишневого, у третьего – малиновый. Кому вы отдадите записку?

Чиновники министерства иностранных дел носили темно-зеленые мундиры с бархатными вишневыми воротниками.

4. Они вошли в историю как “люди сороковых годов”. Их объединяла идея о глубоком отличии России, об особом пути её развития. Главные особенности видели в крестьянской общине и православной вере. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Кто были эти люди?

Славянофилы.

Желтая дорожка.

1. Могли ли Вы в начале XIX века побывать в Арзамасе, не выезжая из Москвы? Если да, то кого бы вы там встретили?

Да, могли. “Арзамас” – так называлось литературное общество, существовавшее в 1815-1818 гг. Название было взято из пародии Д.Н. Блудова “Видение в арзамасском трактире…”. В него входили К.Н. Блудов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов и многие другие последователи Н.М. Карамзина.

2. После этого письма, опубликованного в журнале “Телескоп”, он был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Кто это?

П.Я. Чаадаев за “Философское письмо”, в котором с горьким негодованием говорил об изоляции России от новейших европейских идейных течений.

3. Это был боевой генерал и деятельный администратор, возглавил Министерство государственных имуществ, добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами.

П.Д. Киселев.

Красная Дорожка.

1. Поэма А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” начинается со строк “У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находящуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое “лукоморье”?

“Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.

2. О ком идет речь?

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель,

И совета он учитель,

А царю- он друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто ж он? Преданный без лести,

Просто грошевой солдат.

Это А.А. Аракчеев. “Преданный без лести” – девиз на гербе Аракчеевых.

III. Заключительный этап урока.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: подготовить 3-5 вопросов по теме в тетради, составить кроссворд.

Легко учиться!