Технологическая карта урока: Ярослав Мудрый

Технологическая карта урока

Тема урока: Государство и общество.

Цели для ученика:

  1. Познакомиться с особенностями правления князя Ярослава Мудрого

  2. Научиться давать краткую характеристику внешне- и внутреполитических событий.

  3. Закрепить навыки сравнительного анализа и характеристики.

Цели для учителя:

Образовательные— рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства.

Развивающие – закрепить знание исторических дат, понятий, терминов; закрепить навыки сравнительного и анализа и характеристики деятельности личности; выработать алгоритм создания характеристики внешне- и внутреполитических событий.

Воспитательные— воспитание патриотизма и гордости за свою страну.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок наработки новых знаний и умений

Опорные понятия, термины:

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Характерной чертой полюдья был ненормированный характер. Продолжалось с ноября по апрель.

Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси, ассоциировалась с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем.

Вира — штраф за убийство свободного мужчины

Новые понятия:

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

«люди» — основная часть свободного населения – крестьяне –общинники.

«муж» -полноправный участник народного собрания, воин, глава семьи; полноправный, лично свободный человек

Смерд —зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.

Холопство могло быть полным или закупным. Полное— пожизненный раб. Обрабатывали пашнювотчинника

Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.

Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Формы контроля:

Исторический диктант /проверка дат/, работа с понятийным аппаратом, составление краткой характеристики личности, события и т.д.

Домашнее задание: § 9.

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

Стр. 70. Задание № 1 /письменно/

2 уровень /проблемный/- «хор» — «4»

Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси.

3 уровень /поисковый/ — «отл»-«5»

Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.

3 мин

Организационный момент:

Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучать историю формирования Русского государства. Сегодня на уроке нам предстоит закрепить понятийный аппарат, сформировать представление о социальной структуре древнерусского общества. Познакомиться с политической деятельностью князя Ярослава Мудрого.

Запишите число и тему урока.

Записывают в тетрадь дату и тему урока

беседа

Формирование навыков постановки цели для начала деятельности

Совместно с учащимися сформулирована тема урока.

Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы.

II.

5-7 мин

Проверка домашнего задания:

  1. Охарактеризуйте и покажите на исторической карте Древнерусское государство к началу правленеия Владимира Святославича.

  2. Расскажите о внешней политике князя Владимира. Покажите на карте направления основных походов.

  3. Как вы полагаете, почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин?

  4. Расскажите о первой попытке религиозной реформы князя Владимира. Почему вообще возникла идея создания единого пантеона богов?

  5. Расскажите о причинах выбора новой веры. Как это происходило?

  6. Крещение Руси: методы и значение.

Составление краткой характеристики+ работа с картой

Устный анализ изученного материала+ примеры

Рассказ учащегося

Рассказ + работа со схемой

Беседа, индивидуальная работа по карточкам;

Работа со схемой;

Работа с источником

Сравнительный анализ

Навык отбора информации, формулирования ответа, построения вывода, объяснения материала, сравнительный анализ;

систематизация

Контроль знаний учащихся, самоконтроль учащихся, выявление затруднений, коррекция знаний

III.

3 мин

Актуализация опорных знаний:

Что сделал князь Ярослав Мудрый для процветания государства?

Индивидуальная, групповая и коллективная работа по ходу урока;

Решение учебных и проблемных задач

Формирование навыка аргументации и поиска доказательств

Отсроченный ответ на вопрос

IV.

3 мин

Постановка учебных задач и целей.

Составить схему «+ и – деятельности Ярослава Мудрого»

Отсроченный ответ на вопрос

Индивидуальная работа

Составление конспекта – схемы урока

Формирование навыка составления опорного конспекта,

самоконтроль успешности деятельности учащихся;

V.

20 мин

Изучение нового материала:

  1. Организация управления государством

  2. Полюдье: система налогообложения

  3. Первые княжеские усобицы: причины и результаты

  4. Правление князя Ярослава Мудрого

  5. Община и вотчина в Древней Руси

  6. Социальная структура общества.

  7. Русская правда.

Проблемный диалог

Работа с исторической картой и источником / «Повесть временных лет»

Составление харакеристик личности и деятельности

Составление схемы

Работа с историческим источником

Работа с исторической картой и историческим источником, дополнительной литературой

Развитие навыков поиска информации в различных видах источников

Составление характеристики деятельности правителя

Отработка ранее полученных навыков

VI.

5 мин

Первичное закрепление:

Объясните, почему князь Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». В русский народ увидел его особенную мудрость?

Анализируют изученный материал и составляют характеристику по образцу

Индивидуальная работа

краткая сравнительная характеристика

Самоконтроль успешности деятельности учащихся

VII.

5 мин

Самостоятельная работа с проверкой по эталону:

Выполнить в приложении задания теста

Выполняют тест в формате ЕГЭ

Индивидуальная работа

Тестирование

Контроль знаний учащихся для выявления затруднений

VIII.

3 мин

Рефлексия:

Кроссворд составляется командно. Каждая команда переходит от стола к столу, добавляя в кроссворд по одному слову.

Составьте кроссворд из исторических понятий, пройденных на уроке

Групповая работа

Развитие памяти

Представление кроссворда

IX.

3 мин.

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

2 уровень /проблемный/- «хор» — «4»

3 уровень /поисковый/ — «отл»-«5»

§ 9.

Стр. 70. Задание № 1 /письменно/

Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси.

Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/

Легко учиться!