Технологическая карта урока
Ф.И.О. Горбова Алла Михайловна
Предмет: астрономия
Класс: 10-11
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема |
Созвездия и звезды |
Цель |
Познакомить обучаемых с понятиями созвездия и звезды, звездной величины. |
Задачи |
Образовательные: ввести понятия звезды, созвездия, звездной величины, блеск звезды. |
УУД |
Личностные УУД: -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -убежденность в возможности познания природы, отношение к астрономии как к элементу общечеловеческой культуры; -самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; -мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; -формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий, к результатам обучения.
Регулятивные УУД: — мобилизация сил и энергии; -целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности, саморегуляция. — Коммуникативные УУД: — планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах. Познавательные УУД: — поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового |
Планируемые результаты |
Предметные. Знать понятие терминов «звезда», «созвездие», «звездная величина», «блеск звезды». Уметь распознавать созвездия и наиболее яркие звезды на небесной сфере, применять звездную карту для поиска определенных созвездий, пользоваться приложением учебника, осознать и произвольно строить речевые высказывания. Личностные. -формировать ответственное отношение и интереса к учению, устойчивой учебно — -формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со Метапредметные : –овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля о оценки результатов своей деятельности; -формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы и излагать его; -развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. |
Основные понятия |
Созвездие, звезда. |
Межпредметные связи |
Математика, география,история. |
Ресурсы: основные дополнительные |
— компьютер; — проектор; — учебник «Астрономия», 11 класс, Б.А.Воронцов-Вельяминов; -ресурсы Интернета |
Формы урока |
Ф-фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Технология |
Деятельностный метод обучения |
Дидактическая структура урока |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||
учеников |
учителя |
предметные |
УУД |
||
Организационный момент — время: 2 мин
Основные этапы. |
Самоопределение. Настраивают себя на продуктивную работу
|
Создание положительного психологического настроя у учащихся и у себя. Психологический настрой на урок (мотивационный момент) |
Проверка готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: мотивация образовательной деятельности |
Изучение нового материала Этапы: — вводная беседа;
работа с учебником и подвижной картой звездного неба;
— подведение итогов изученного |
Ставят и формулируют учебные цели, объясняют, какие эмоции вызвали эти слова.
Выступают с сообщениями о некоторых созвездиях: легенда о созвездии, его изображение (ресурсы- фото из Интернета), расположение на небе. Находят на ПКЗН созвездия, Полярную звезду.
Анализируют приложение 5 учебника: выбирают звезды различных звездных величин и характеризуют их яркость.
Подводят итог изучения нового материала – делают вывод о наблюдениях, выделяют главное: формулируют понятия созвездия. звезды, анализируют структуру созвездия. |
Введение в тему урока через анализ отрывка из стихотворения М.В.Ломоносова «Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна…» О чем идет речь в этих словах? Слайд звездного неба.
Обучение умениям работы с ПКЗН
Индивидуальная работа с учащимися, корректировка их деятельности.
Координация работы учащихся по проведению работы с ПКЗН и приложением 5.
Анализирует работу учащихся, подводит итог данного этапа урока. |
Ответьте на вопросы: Какие объекты можно увидеть на ночном небе? Что вы знаете о них?
Изучите материал темы «Звезды и созвездия» из учебника.
Проведите самостоятельно характеристику звезд по их звездным величинам. Сделайте вывод.
Групповая работа: ученики получают задания на отыскание созвездий с помощью ПКЗН.
Выделите главное
|
Формирование ориентировочной основы действий. Знакомство с понятиями звезда, созвездие, со структурой созвездия, классификацией звезд в созвездии, понятием звездной величины.
Умение находить на звездной карте созвездия, указанные учителем (групповые задания).
Анализ и самостоятельное выявление закономерностей, связанных с понятием звездной величины.
Установление причинно-следственных связей.
|
Познавательные: -попытка решить поставленную задачу известным способом, фиксация проблемы, ориентация в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; развитие монологической речи, анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений Регулятивные УУД: контроль за своими ответами и ответами одноклассников; целеполагание, планирование. Личностные: убежденность в возможности познания природы, отношение к астрономии как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Коммуникативные: инициативное сотрудничество при работе в группах. |
Контроль Этапы: — самостоятельная работа; |
Выполнение контрольного задания-теста, самоконтроль, самопроверка. Выполнение задания №3 из учебника. Сравнение энергии, приходящей от Солнца и от самой яркой звезды Сириус.
|
Контроль за выполнением заданий. Выявление затруднений, оказание помощи. |
С помощью проектора на экран выводятся задания мини — теста для контроля материала новой темы. 1. На какое число созвездий разбивается звездное небо? а) 100; б) 88; в)49, г)12? 2.Звездная величина – характеристика, отражающая: а) размер звезды б) расстояние до звезды в) температуру звезды г) блеск звезды 3. Звезды какой величины лучше всего видны на небосклоне: а) +6 б) +1 в) 0 г) –1 д) –6 4. Группа звезд, ограниченная определенным участком неба, называется: а) двойная звезда б) черная дыра в) созвездие г) звездное скопление 5. Наиболее яркая звезда в созвездии а) сверхзвезда; б) альфа-звезда; в) бета-звезда; г) звезда №1
|
Формирование умения оценивать свой результат. Формирование итогового контроля на уроке. |
Личностные: умение самостоятельно выполнять работу; умение контролировать свою учебную деятельность Регулятивные: исследование условий учебной задачи, продумывание предметных способов решения. |
Рефлексия
Домашнее задание |
Обратная связь. Рефлексия.
Записывают домашнее задание.
|
Подведение итогов урока, оценивание. |
Обобщение и анализ собственных действий на уроке.
Изучить п. 53, выполнить упр. 2(1,2), задание 4. |
Формирование умения оценивать свой результат. Формирование итогового контроля на уроке. |
Личностные: восприятие адекватного понимания успешности или не успешности в процессе работы на уроке. Регулятивные: оценивать значимость для себя проделанной работы. Познавательные: оценивать процесс и результаты деятельности умение проявлять активность в деятельности. |