Статья «Принципы дистанционного обучения иностранному языку»

Принципы дистанционного обучения иностранному языку

Под дистанционной формой образования понимается такая форма, при которой образование происходит путем самостоятельного освоения обучающимся учебного материала с использованием в учебном процессе возможностей компьютерной техники, в том числе, интернет — технологий. Дистанционная форма — это современное расширение известной заочной формы, но с большими возможностями. Дадим наиболее полное определение дистанционному образованию.

Дистанционное образование (ДО) — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно — образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно — организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно — программного и организационно — методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Оно сочетает элементы очного, очно — заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

Дистанционное обучение базируется на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное образование является системой, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности.

Дистанционная форма образования не является отдельным видом или уровнем образования. Это положение подтверждается анализом законодательной базы, в которой выделяются:

  • дошкольное,

  • начальное общее,

  • основное общее,

  • среднее (полное) общее образование,

  • профессиональная подготовка,

  • начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование.

Любая из образовательных программ может реализовываться в дистанционной форме. Принципиально этот процесс выглядит очень просто: через систему компьютерных сетей обучающийся получает учебный материал, рассчитанный на самостоятельное освоение. В основе материала лежат учебные задания, которые для своего выполнения требуют усвоения теории. Учащийся, выполнив задание, высылает ответ преподавателю, получает новый материал и так далее. Интенсивность общения учащегося с преподавателем при использовании сетевых возможностей во много раз превосходит традиционную, учебный процесс неизбежно становится индивидуализированным, а в учебном материале могут быть использованы все возможности компьютерных технологий.

Возрастающий интерес к высшему образованию, с одной стороны, развитие компьютерных коммуникаций и электронных форм представления содержания, с другой, позволяет прогнозировать выделение дистанционной формы образования в относительно независимую систему, а также неизбежность и целесообразность ее бурного развития в ближайшее время.

Выделить дистанционную форму в отдельную систему позволяет наличие ряда отличительных особенностей по сравнению с классическим вариантом заочной формы образования:

  1. В дистанционной форме образования организуется интенсивный диалог между студентом и преподавателем;

  2. Учебный материал для дистанционной формы образования позволяет усилить деятельностную основу образования;

  3. На основе адекватного учебного материала осуществляется эффективное управление учебным процессом, которое становится возможным благодаря современным средствам коммуникаций;

  4. При использовании дистанционной формы образования усиливается индивидуальный учебный компонент по сравнению с традиционным фронтальным обучением. Дистанционная форма — это форма личностно ориентированного образования;

  5. В дистанционной форме образования легко организуется совместная студенческая работа: конференции, семинары и обсуждения, вплоть до разработки студентами совместных проектов;

  6. В этой форме сводятся к минимуму переезды, уменьшаются затраты сил, средств и времени;

  7. Дистанционная форма предоставляет возможность любому человеку обучаться в любом образовательном учреждении у любого преподавателя вне зависимости от места его жительства и места расположения образовательного учреждения.

Таким образом, возможность интенсивного общения между обучающимся и преподавателем, усиление деятельностной основы, индивидуализация учебного материала и темпов обучения, выводят эту форму на качественно новый уровень в системе образования в целом. Не исключено, что благодаря своей гибкости, обусловленной вышеперечисленными свойствами, дистанционная форма образования займет ведущее место в России.

Самое главное при организации дистанционной формы — это сохранение управления учебным процессом и руководства учебной деятельностью обучающегося. Инструментом для этого служит вариативный учебный материал и график его освоения в сочетании со средствами интенсивных коммуникаций.

Дистанционная форма образования, как и любая другая, не обеспечивает в учебном процессе всестороннюю практическую деятельность обучающегося. Кроме того, в дистанционном образовании нет тех возможностей, которыми обладает очное образование для проведения лабораторных и практических работ и организации практики по выбранной обучающимся специальности. Никакой учебный материал не может заменить практической деятельности, особенно в профессиях, связанных с межличностным общением. Отсюда вытекает естественное ограничение для дистанционной формы образования: она наиболее эффективна в сфере профессионального образования для людей, работающих по выбранной специальности обучения.

3

Легко учиться!