САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ
Учитель истории и обществознания
Тихонова Галина Игоревна
Класс: 5 — Б
Тема урока: «Государство на берегах Нила».
Дата проведения урока: 01.10.2018 г.
Место урока в календарно-тематическом планировании:
Данный урок является первым уроком главы «Древний Египет».
Тип урока: «Урок открытия нового знания»
Общая характеристика класса:
При планировании урока учитывались психолого — возрастные особенности 5 — Б класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Учебно — методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки; цифровые образовательные ресурсы: электронное пособие «История Древнего мира» 5 класс (образовательная коллекция «1С» ООО «КОРДИС МЕДИА», 2017 г.); самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Древний Египет»; карточки с текстом исторической задачи.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Древнего мира.
Основная цель урока:
— формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древнего Египта, процесса образования единого государства в Древнем Египте.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
— развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
— совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);
— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).
Метапредметные:
Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;
Познавательные: — понимать и перерабатывать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.
Предметные:
— рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.
— раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;
— называть дату основания единого государства в Древнем Египте;
— показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.
Структура занятия
Структура урока выстроена с учетом требований системно — деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
1.Самоопределение деятельности (мотивация).
2.Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).
3. Освоение нового материала.
4. Первичное закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы к параграфу).
5. Самостоятельная работа (решение исторической задачи).
6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе я использовала стихотворение — приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.
Выход на тему урока осуществлялся совместно с детьми. Учащимся на слайде презентации был предложен отрывок из стихотворения Н. Гумилева «Египет». После его прочтения с помощью вопросов учителя и «подсказок», содержащихся в тексте, школьники определили, что речь пойдет о Древнем Египте. Правильность предположений была проверена ими по оглавлению учебника (стр. 3). После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока («Государство на берегах Нила») и записали ее в своих тетрадях, было предложено ознакомиться по оглавлению учебника с содержанием всей главы «Древний Египет» и, посовещавшись в парах, ответить на вопрос: почему именно в такой последовательности авторы предлагают изучать учебный материал. Учащиеся были подведены к важному выводу, что географическое положение и климат решающим образом влияют на занятия, религиозные верования и культуру населения страны. Далее данный вывод нужно было записать в тетради в виде схемы — логической цепочки. После выполнения работы дети сравнили свои записи с вариантом, представленном на слайде презентации, обсудили и объяснили, чей вариант, по их мнению, лучше.
Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения названия параграфа (Государство на берегах Нила») дети смогли сформулировать цель урока: выяснить, когда и как возникло государство в Древнем Египте и предложили план работы по теме: 1) определить, что такое «государство»; 2) выяснить, как возникло государство в Древнем Египте; 3) установить дату образования египетского государства. После ознакомления с названием пунктов параграфа учебника установили, что в коллективно составленный план необходимо внести коррективы. В конечном варианте план работы был предложен на слайде в следующем виде: 1) Познакомиться с особенностями географического положения и климата Египта; 2) Выяснить, что такое «государство»; 3) Узнать, как и когда возникло государство в Древнем Египте.
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса «Географическое положение и климат Египта» в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, я предложила детям варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебный статьи параграфа (п.1 и п.2) или просмотр фрагмента фильма из электронного пособия «История Древнего мира» с учетом того, что содержание параграфа и фрагмента частично не совпадают. Учащиеся решили, что лучше изучить материал, предложенный в учебнике, а потом дополнительно просмотреть фрагмент фильма. К просмотру фильма совместно с детьми была поставлена задача: определить, какие дополнительные сведения предложены в видеофрагменте.
Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Отвечая на вопрос об особенностях географического положения страны, дети пришли к выводу, что без карты представить себе местонахождение изучаемой страны невозможно. Для определения положения Египта были использованы настенная карта, карта, размещенная на форзаце учебника, и карта учебного атласа.
Размышляя над вопросом, — с какой целью авторы-составители учебника выделили некоторые слова курсивом и жирным шрифтом, школьники предположили, что данные термины являются особо значимыми (ключевыми) и их значение следует знать. В форме взаимопроверки ученики проверили друг у друга правильность понимания значения терминов, использованных в учебной статье.
Изучению вопроса возникновения и образования единого государства в Древнем Египте предшествовала корректировка последовательности работы на уровне ключевых слов: 1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования. В результате самостоятельного изучения содержания пункта 3 школьники кратко записали ответы в свои тетради. Ответы детей были озвучены и сопоставлены с вариантом, предложенным на слайде презентации.
Из курса «Окружающий мир» начальной школы пятиклассники имеют первичное представление о видах карт. В ходе работы над содержанием данного пункта плана детям было предложено сравнить карты, которые мы использовали на уроке и высказать свои соображения. Ученики определили, чем физическая карта отличается от исторической, и озвучили интересное предположение, что изображение на форзаце учебника – не карта, а, скорее, рисунок, т.к. на нем нет градусной сетки.
Довольно сложным для пятиклассников оказалось определение значения понятий и распознавание терминов «страна» и «государство». С помощью продуктивных вопросов -подсказок и обращения тексту учебника дети всё же пришли к пониманию, того, что «страна» ближе по смыслу понятиям «местность, территория», а «государство» – особая политическая организация общества определенной страны. И что на территории одной и той же страны можно выделить периоды, когда возникло государство, и когда его еще не было. К, сожалению, учебник не дает даже самых простейших определений данных понятий. Поэтому они разъяснялись в рамках пропедевтики.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, просмотр видеофрагмента, парный (взаимный) опрос, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).
Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; школьники учились рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта, раскрывать значение понятий, называть дату основания единого государства в Древнем Египте.
На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у пятиклассников знания из курса «Окружающий мир», осуществлять межпредметные связи в предметом «География».
Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме творческой групповой работы. Детям, распределенным по «четверкам», предлагалось задание: передать максимально полно содержание всего параграфа по принципу «один пункт – одно предложение». Предложения могли быть любыми по объему и виду, но составленными грамотно. В ходе прослушивания и обсуждения предложенных вариантов шло проговаривание изученного материала, объяснение и повторение новых терминов.
Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).
В соответствии с планом была организована самостоятельная работа. Она проводилась в форме решения исторической задачи. Каждому ученику предлагались карточка с составленными на основе текста параграфа утверждениями, в которых допущены фактические ошибки. Нужно было найти ошибку, зачеркнуть и подписать верное слово (дату). Предлагалось также, если ученик чувствует себя неуверенно, выполнять работу в паре с соседом (с его согласия), но в таком случае оценка «5» не будет поставлена.
Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом слайда презентации. По совместно определенным критериям дети предположили, какую оценку они за данную работу получили. Далее я предложила ученикам определить, хотели бы они оставить эту оценку для выставления ее в журнал или отказываются нее. Свое пожелание по этому поводу они должны будут высказать на следующем уроке.
Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.
На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался…» (рефлексия предметных результатов урок), «мне было интересно…» (рефлексия познавательных интересов); «я бы себя похвалил за…» (рефлексия личностных результатов урока); «наиболее сложным было выполнение задания…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов); «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…» (рефлексия предметных, личностных и метапредметных результатов).
Домашнее задание было обсуждено с детьми. Обратившись к плану, учащиеся определили, что к следующему уроку они должны уметь: показывать на карте на следующем уроке Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; рассказывать о природе и климате, объяснять, как и когда возникла государство в Древнем Египте. Для этого нужно повторить §6, ответить на вопросы к параграфу на странице 37. Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком или составить синквейн (алгоритм его написания уже известен детям).
При такой подаче домашнего задания соблюдается требование «идти за детьми», продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение), благодаря вариативности задания, повышается мотивация к его выполнению.
Общие выводы:
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
— принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
— принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
— принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией, просмотр видеофрагмента), настенную карту, иллюстрации учебника.
— принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Я напомнила детям, что они учатся на хореографическом отделении и мне хотелось бы, чтобы все окружающие всегда восхищались их красивой осанкой. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.
Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.
Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития пятиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в парах, в «четверках». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.