Русская литература начала ХIХ века

Урок русской литературы 10 класс

Учитель: Даулетбекова Алия Бигашевна

Тема: Русская литература начала ХIХ века.

Цели и задачи: используя метод опережающего задания, познакомить учащихся с основными историческими событиями начала ХIХ век; знакомство учащихся с литературными направлениями первой четверти 19-го века;

Работа по развитию речи: ввести в активный словарный запас литературоведческие термины: реализм, романтизм. Провести работу по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Опираясь на знания текста, проследить сюжет и композицию комедии, помочь учащимся понять идейный смысл комедии. Сообщение ученика о И. Крылове. Опережающее задание.

Основные приемы: комментированное чтение текста, беседа с учащимися.

Оборудование: портрет А.С. Грибоедова, выставка книг писателя; литературные термины, спроецированные на экране (тип, типичный характер, романтизм, реализм).

Форма: индивидуальная, общеклассная

Тип: урок-беседа.

Метод интегрирования учебного материала, метод опережающего задания, активные приемы определения и обобщения ЗУН, диалог и сотрудничество.

Материалы урока использовать в целях духовно-нравственного воспитания учащихся.

I. Создание коллаборативной среды.

Ученики приветствуют друг друга, высказывают пожелания, дарят улыбки.

Целеполагание. Сообщение учителем темы, задач предстоящего урока. Проверка рабочего материала, подготовленность класса к уроку.

II. Проверка опережающего задания.

Работа по статье учебника, по которому учащиеся дома составляли план. Примерный план:

1. Исторические события, ознаменовавшие начало 19-го века.

2. Декабристские движения в России.

3. Темы и жанры поэзии декабристов.

Основные тезисные выступления учащихся.

1. Отечественная война 1812 года. Вступление Наполеона в Россию как завоеватель, как захватчик. Патриотизм и героизм русского народа. Поражение Наполеона.

2. Усиление реакции в стране после победоносного окончания Отечественной войны, возникновение тайных политических обществ, деятельность которых завершается вооруженным восстанием 14 декабря 1825 года, которое было разгромлено. Руководители повешены, многие декабристы убиты во время восстания, часть сослана на каторгу или на Кавказ. Но движение декабристов не прошло бесследно.

3. Открытие новых учебных заведений. Это университеты в Харькове, Казани и других городах. 1811 год. Открытие Царскосельского лицея. В целом, открывшиеся высшие учебные заведения становятся центрами культуры и просвещения.

4. Возглавляют литературные движения члены тайных декабристских обществ и люди, примыкавшие к ним: К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский, В.Кюхельбекер, А. Грибоедов, А. Пушкин.

5. Альманах «Полярная звезда» — непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей.

6. Возникновение литературного направления – романтизма, представителями которого были К. Рылеев, А. Бестужев, В. Жуковский, ранний А. Пушкин и М. Лермонтов.

7. Возникновение реализма.

Словарь урока:

Реализмнаправление в литературе и искусстве. В центре внимания – основные закономерности жизни, конфликты, характеры, что позволяет с наибольшей полнотой отбирать и изображать присущие действительности черты.

Романтизмнаправление в литературе и искусстве, стремящееся к изображению ярких, героических или возвышенных сторон жизни.

Типичное характерное, художественно обобщенное для той или иной социальной среды, народа, для тех или иных исторических условий, общественных ситуаций.

III. Писатели, сыгравшие большую роль в формировании русского реализма.

Работа в группах. Сообщения учащихся.

1. И.А. Крылов. Краткая справка, сопровождаемая слайдовыми материалами. Портрет Крылова, спроецированный на экране.

Дополнительный материал.

  • 1769 год – год рождения писателя. Родился в Москве в семье армейского офицера. Детские годы прошли на Урале и в Твери. Рано узнал материальное лишение.

  • 1779 г. Смерть отца.

  • 1782 год. Переезд с матерью в Петербург, служба писцом в Казенной палате. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков.

  • В 14 лет написал комическую оперу «Кофейница», в которой изобразил нравы провинциальных крепостников.

  • 1786-1788 – создает комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», высмеивающие пустоту и развращенность столичного дворянства, и трагедию «Филомела», направленную против деспотизма.

  • 1789 – Крылов предпринимает издание журнала «Почта духов», в котором печатает свои сатирические письма, обличающие пороки общества и злоупотребления бюрократического аппарата. Сатира Крылова вызывает недовольство Екатерины II – писателю приходится на несколько лет прекратить литературную деятельность и скрыться в провинции.

  • 1805 г. Знакомство с писателем Дмитриевым, который одобрил три басни, переведенные Крыловым. (Басни Лафонтена).

  • 1809 г. Отдельным изданием выходит 23 переведенные им басни, что обозначает начало активной работы Крылова как баснописца.

  • 1812-1841 – служба помощником библиотекаря в Публичной библиотеке, публикация новых басен, в частности о войне 1812 года – «Волк на псарне» и «Ворона и курица».

  • В 1838 году первым из русских писателей удостаивается торжественного чествования 50-летия своей писательской деятельности.(Дополнительная информация)Краткая справка о Крылове сопровождается чтением наизусть выученной басни. (Домашнее задание). Одновременно учащиеся дают краткий анализ выученной басни.

2. А.С. Грибоедов.

— Краткая справка о писателе.

— «Горе от ума» — образец русской реалистической комедии.

Идейно-художественный анализ комедии.

Примечание.

Дома учащиеся должны были прочитать комедию, знать содержание.

1. Завязка действия.

Что является главным событием первого действия? Приезд Чацкого. Нарушается привычная жизнь фамусовского дома и закручивается интрига.

2. Краткое содержание 1-го действия. Заранее подготовленный ученик передает содержание действия. Затем небольшое обсуждение.

а) Какими словами встречает Чацкого Фамусов – как друга, как врага?

б) Как встречает Чацкого Софья?

3. Развитие социального конфликта. «Век нынешний – век минувший». II действие.

Обсуждение по вопросам:

  • Кто выступает главным компонентом Чацкого? Чтение монолога Чацкого.

  • Найти строчки, обозначавшие суть конфликта между главными и антагонистами. С какого времени отношения между Чацким и Фамусовым начинают обостряться?

4. Анализ монологов Фамусова и Чацкого в V явлении. Сделать вывод.

Они зеркально отражают друг друга, то есть то, что у одного подается со знаком «плюс», у другого – со знаком «минус».

5. Работа по таблице, составленной учащимися дома, по характеристике Чацкого и Фамусова.

Отношение:

Фамусова…

Чацкого…

К службе

«Служить бы рад, да прислуживаться тошно»

К Москве

К просвещению

К русскому языку

К человеческим качествам

6. Анализ III действия. Фамусовское общество.

Проверка опережающего задания. Проанализировать действие – кульминацию пьесы, составить характеристику фамусовского общества или фамусовской Москвы.

Выводы по уроку.

1. Почему, несмотря на то что главными компонентами Чацкого является Фамусов, в III действии автор устраняет Фамусова, выпускает все фамусовское общество?

2. Кто первым пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший?

3. Почему все участники бала подхватывают мысль о сумасшествии Чацкого?

4. Для кого Чацкий произносит свой монолог? Кто из гостей бала слушает его?

Положительный герой комедии находится в полном одиночестве. Он одинок среди засилья Фамусовых. Даже Софья примыкает к фамусовскому обществу. Вечер в доме Фамусова – это большой или общественный маскарад; у каждого из них «маска», которую Грибоедов поднимает и позволяет взглянуть на истинное лицо человека. А «маски» людей составляют «маску» общества.

Рефлексия: Написать эссе: «Как вы понимаете выражение: «маски» людей составляют

«маску» общества.

Домашнее задание: подготовить характеристику главных героев.

Легко учиться!