Роль информационных технологий в формировании, развитии и сохранении здоровья учащихся

Титов В. А., учитель физической культуры

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Балаково Саратовской области

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ, РАЗВИТИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача — не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Это одно из важнейших направлений внедряемых новым ФГОС.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Такое положение этой области обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Компьютерные технологии давно применяются в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в физическом воспитании носят частный характер: создание баз данных школьников, проектный метод, мониторинг физического воспитания и физической подготовленности. Компьютер расширяет возможности предоставления информации. [2]

Применение графики, мультипликации, звука – всех средств видеотехники – позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положении участника соревнований).

Средством достижения для учителя является — овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В нашей школе разработана программа развития физической культуры и спорта «Шаги к здоровью», которая нацелена на решение одной из самых актуальных проблем современной системы образования, воспитания и обучения – проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. И она включает целый комплекс мероприятий по развитию физического здоровья детей.

Возможности программы реализуются через организацию учебной деятельности относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ здорового образа жизни и проведение уроков с использованием информационных технологий. Например, демонстрация презентации с помощью интерактивной доски. Систематическое или эпизодическое применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта, таких как волейбол и баскетбол. С помощью маркера во время показов слайдов наглядно осуществляется показ направление движения ног, рук, туловища в процессе игры. Возможен разбор ошибок, моделируя ситуации игры, например, стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Обучение техническим действиям и приемам, такой метод очень эффективен и нравится учащимся. [1]

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются: доступность при любой физической подготовленности; заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры в волейбол, баскетбол, футбол; применение этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).[2]

Целесообразно и более результативно использование интернет-ресурсов во внеклассной работе и внеурочной деятельности. В нашей школе организовано здоровьесберегающее пространство учебной деятельности через внедрение утренней гимнастики, физминуток с использованием электронных приложений, организация подвижных игр на переменах.

Наиболее значима роль использования информационных технологий по физическому воспитанию — это ресурсы интернет-порталов для подготовки к олимпиаде по предмету [3] и сдаче теоретической части норм ВФСК ГТО.[4] Здесь размещен материал, который имеет тесную связь конкурсных испытаний с учебным материалом школьной программы.

Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключается не только в проведении спартакиад, соревнований, но и разработке проектов по здоровому образу жизни. Наиболее значимыми были проекты «Иргиз-Спорт», «Спорт Саратовской области: история и современность».

Учащиеся школы принимают активное участие в ежегодной Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», в школьном этапе Всероссийских соревнований «Президентские состязания»; в спортивных школьных мероприятиях «Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», велопробеге «Я за здоровый образ жизни», «Мы будущие олимпийцы», сдаче норм ГТО.

В течение учебного года проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. В сравнительной таблице показана динамика развития основных двигательных качеств по учебным годам.

Учебный год

Уровень

быстроты

выносливости

силы

2017-2018

23,5%

21,2%

23,5%

2018-2019

24,3%

22,8%

38%

Таким образом, информационные технологий являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач в формировании, развитии и сохранении здоровья учащихся, адаптации личности к жизни в обществе.

  1. Виноградов П.А. Спорт в мире информации // Теория и практика физической культуры.- № 2, 2017.

  2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре. Материал Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2000

  3. Сайт ВФСК ГТО. Режим доступа: https://user.gto.ru/

  4. Всероссийская олимпиада школьников. Региональный этап. Режим доступа: https://olymp.soiro.ru/node/14

Легко учиться!