« Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния».

Урок математики

в 4 «Е» классе

Учитель: Чунтонова Н.И.

Тема: « Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния».

Цель урока: повторить и закрепить знание связей между величинами, характеризующими движение.

Задачи: — совершенствовать вычислительные навыки решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния;

— развивать логическое мышление, математическую речь учащихся ;

— воспитывать интерес к точным наукам, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: — рисунки диких животных;

— памятки для нахождения: s, t, v.

Ход урока

1.  Орг. момент

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём.

Урок математики начнём.

Психологический настрой :

У кого сегодня хорошее настроение- хлопните в ладоши;

Кому нравиться ходить в школу -топните ногой;

Кто любит есть сладости –оближите губы;

Кто любит животных- погладьте себя по голове;

А теперь посмотрите друг другу в глаза-, улыбнитесь.

Своей улыбкой вы пожелали друг другу успехов и хорошего настроения.

Запись числа и классной работы.

23 октября.

Классная работа.

2. Минутка чистописания:

На доске записано число прочтите его?

1 964 872

Назовите соседей этого числа? Какое это число( четное)? Скольки значное (7)? Сколько всего десятков в данном числе?( 196.487) Сколько всего тысяч(1.964) Разложите число на разрядные слагаемые.(Устно) ( 1 ед миллона 9 сот тыс 6 дес тыс 4 ед тыс, 8 сот 7 дес и 2 ед) .

Молодцы, прописали это число.

3. Арифметический диктант.

А сейчас бы мне хотелась проверить кто меня внимательно слушает, быстро и хорошо считает в уме.

-На выполнение домашнего задания Пете необходимо 2 часа и 17 минут. Переведите это в минуты? (137 мин)

— Ученики проводят каждый день 275 минут на уроках и 25 минут на переменах. Сколько это часов? (5 ч)

-Компьютер загружается ровно 2 минуты, сколько это секунд?

(120 с)

-Учебный год для учеников длится в среднем 270 дней. Посчитайте сколько это месяцев, если продолжительность 1 месяца- 30 дней?

( 9 мес)

-От школы до дома ученик едет на машине 2 км, переведите это число в метры? (2000 м)

-В течении дня черепаха проползает 15 метров. Сколько это дециметров? (150 дм)

Длина нашего коридора 17 дм — переведите в сантиметры?

( 170 см)

-Расстояние от г Астаны до г. Алматы 1214 км. Сколько это метров?

(1 214 000 м)

А сейчас обменялись тетрадями с соседом по парте, взяли карандаш и проверяем. Над каждым правильным ответом ставим знак плюса. Считаем количество плюсов и оцениваем работу.

4.  Актуализация знаний.

О каких единицах измерения мы говорили?

Назовите самую наибольшую единицу измерения длины (км) . Сколько метров в 1 км? Самая наименьшая единица измерения длины? (мм) Сколько мм в 1 дм? А в 3 см?

— Самая наибольшая единица измерения времени (Век) ? Наименьшая (Секунда)?

Ребята, а давайте вернемся к последнему условию задачи: ( -Расстояние от г Астаны до г. Алматы 1214 км.) , а если я вам задам следующий вопрос: скажите, а за какой промежуток времени можно преодолеть расстояние 1214 км на машине? А на поезде? А на самолете?

А почему на самолете быстрее , чем на машине?

А что такое скорость движения? (Это расстояние пройденное за единицу времени)

С каким новым понятием мы познакомились на уроке?

Молодцы ребята, как вы уже наверно догадались, сегодня мы будем решать задачи на движение, скорость и расстояние.

Давайте поразмышляем , какую цель мы поставим себе на уроке?

Сегодня мы научимся решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Такие задачи принято называть задачами на движение.

Работа по карточке.

Задача №1

Самолет летит со скоростью 50 км/ч, какое расстояние он преодолеет за 2 часа?

— О чем говорится в задаче? Что известно о скорости самолета? В какой единице измерения измерили скорость? Что значит 50 км в час?

Что известно о времени полета самолета?

Зная время и скорость, можем ли мы вычислить расстояние, которое преодолел самолет за 2 часа?

Построение чертежа и краткое условие задачи. Где время принято обозначать(t), расстояние- (s), а скорость- (v).

S = ?км

S=v∙t

S=50км/ч∙2ч=100км

Ответ: 100 км расстояние которое преодолеет самолет.

5. Работа по учебнику. Устно! С 67 задача № 2 а

Расстояние 200 км, Скорость 50 км/ ч, можем мы вычислить время?

Устно: Обратные задачи.

6.  Решение задач с иллюстрациями. 

Задача №2

а)  Расстояние от школы до дома, где живёт ученик 4 класса Иванов Иван 800 м. Сколько времени Ване нужно, чтобы дойти до школы, если он идёт со скоростью 40 м / мин?


S = 800м

Что известно о расстоянии? С какой скоростью двигался ученик? Что необходимо узнать в задаче? Зная расстояние и скорость , можем ли мы вычислить время? В какой единице измерения?

t=s:v

t=800м:40м/мин=20мин

Ответ: 20 минут необходимо Ване, чтобы дойти до школы.

б  Бабочка.

Ребята, что вы знаете о бабочках?

Бабочки, лучшие опылители растений. Весят примерно как два лепестка роз.

Могут видеть красный, жёлтый, зелёный цвет. Чувствуют запах своими антеннами – усиками. У них нет лёгких. Дышат через сложную систему труб ( трахеи) и воздушные мешки. Кислород втягивается в тело через отверстия в животе – дыхальца.

Задача №3

Бабочка пролетает 3000км за 30 часов. Какова скорость полета бабочки?

S = 3000км

Что известно о расстоянии которая пролетела бабочка? За какой промежуток времени? Что нужно узнать в задаче? Зная расстояние и время можем ли мы узнать скорость полета бабочки? В каких единицах измерения измерим скорость полета?

V=s:t

v=3000км:30ч= 100км/ч

Ответ: скорость полета бабочки 100 км/ч.

Физ минутка..

в)  Гепард.

Гепард — символ скорости, свободы движения, относится к семейству кошачьих. Охотится на антилоп и мелких млекопитающих и птиц. Он занесён в Международную красную книгу, как животное, которому грозит полное исчезновение.

Задача №4

Из зоопарка убежал гепард. Он является чемпионом по бегу среди животных. Гепарда поймали через 3 ч со скоростью 115 км/ч. Какое расстояние он преодолел за 3 часа?

S = ?км

Что мы узнали о скорости гепарда? Сколько времени он находился в движении? Что нужно узнать в задаче? Зная скорость и время, можем ли мы узнать расстояние которое он преодолел за 3 часа?

S=v∙t;

S=115км/ч∙3ч=345км

Ответ: Гепард преодолел расстояние 345 км.

7.  Проблемная ситуация. Работа в группах.

Задача №5

Узнайте, нарушены ли правила водителем. На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 ч?

Что нужно узнать? (С какой скоростью он ехал)

Ученик у доски решает задачу.

Скажите, а что будет, если нарушить правила дорожного движения?

Где ставят знаки ограничения скорости?

8.  Итог урока.

Как найти скорость?

Как найти время?

Как найти расстояние?

Где жизни нам могут пригодиться эти знания?

9. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Проанализируйте свою работу и оцените её. Помогут нам в этом сигналы светофора. Если у вас не осталось ни каких вопросов по теме сегодняшнего урока, вы довольны своей работой поднимите зелёный кружочек. Если вам что – то осталось не понятно – жёлтый и если вы совсем ничего не поняли или не запомнили — красный.

Выставление оценок.

Дом. задание. С 67 № 5

Итог: Я вам желаю двигаться , не останавливаясь на достигнутом… И пусть вам всегда по жизни сопутствует только зеленый свет!!!

Легко учиться!