Разработка урока по математике. Тема: «Проверка сложения и вычитания» 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»

МАТЕМАТИКА

Тема: «Проверка сложения и вычитания», 2 класс

Составитель: Фаст Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Новоильинка, 2015 г.

Урок математики (2 класс)

Учитель: Фаст Н. И.

Цели урока:

  • совершенствовать устные вычислительные навыки;

  • закрепить приемы письменных вычислений;

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;

  • развитие вычислительных навыков, умения решать задачи;

  • развитие познавательной активности, умение рассуждать, логическое мышление и речь учащихся;

  • создавать условия для самостоятельного поиска учащимися решения учебной задачи;

  • развивать умение взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;

  • воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; прививать интерес к предмету «Математика»;

  • воспитание культуры учебного труда.

Задачи урока:

закреплять умения выполнять проверку сложения и вычитания разными способами;

— повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100;

— отработать умение решать задачи изученных видов.

Познавательные УУД:

  • Учащиеся научатся применять умения проверять результаты сложения и вычитания;

  • Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению;

  • Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

  • Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

  • Высказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Построение логической цепи рассуждений и доказательство;

  • Применение знаково-символической схемы.

Регулятивные УУД

  • Постановка учебной задачи;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Планировать свою деятельность, умение работать по алгоритму;

  • Умение удерживать своё внимание;

  • Производить контроль своих действий.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение слушать и вступать в диалог;

  • Формировать собственное мнение и позицию;

  • Строить высказывание, приходить к общему решению.

Личностные УУД

  • Определять тему и определять цели и задачи урока, выполнять их;

  • Способности к самооценке, на основе критериев успешной учебной деятельности;

  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: Учебник «Математика» 2 класс (М.И. Моро, М.А. Бантова и др.), РТ., дидактический материал, раздаточный материал, компьютер (презентация), алгоритм действий (при работе над задачей), солнышки (для показа настроения и для самооценки), елочка и шарики с заданиями, карточки со схемами к задачам, условные обозначения.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Чтоб работалось нам дружно,

Помогать друг другу нужно.

— Прежде чем начать урок, на «солнышках», покажите мне с каким настроением вы пришли на урок математики.

(Учащиеся показывают свое настроение)

— Ребята, мне приятно видеть, что у вас хорошее настроение.

Какие качества мы должны взять с собой на урок?

(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание)

— Ребята, скажите, как мы работаем на уроке? (По плану)

— Составим план урока.

1.С чего мы начинаем урок математики?

(С разминки ума. Устный счет)

— С разминки ума. Устный счет.

— Следующий этап. (Определяем тему и цели урока)

2.Определение темы урока. Откройте учебник на с.90-91 и определите, это новый материал или задания нам знакомы? (Такие задания нам знакомы)

— Значит урок закрепления знаний.

3. этап урока.

— Так как тип урока закрепление знаний, то при выполнении заданий нам понадобятся наши знания.

(Будем применять свои знания)

— Как будем работать?

( С учителем, по учебнику)

4. этап. Физминутка.

— Что еще будем делать?

5.этап (Решать задачи, работать в паре)

6.этап (Будем работать самостоятельно, думать, размышлять, доказывать, рассуждать)

7.последний этап (итог).

(Проверим себя и оценим свои успехи)

План урока (на доске условные обозначения)

  1. Разминка ума (устный счёт).

  2. Определение темы урока.

  3. Применять знания. Работать с учителем, работа по учебнику.

  4. Физминутка.

  5. Работа в паре. Задача.

  6. С/Р. Думать, рассуждать.

  7. Проверим себя, оценим свои успехи.

2. Актуализация опорных знаний.

-Итак, что у нас первое по плану?

1.(Разминка ума)

— Проверим ваши знания.

Устный счет (запись на доске)

(кто выполнил выходит и записывает ответ)

— Какое правило мы должны знать при решении этих примеров?

Для первого столбика, кто расскажет правило? (К единицам прибавляем единицы, к десяткам прибавляем десятки)

57+40=97 48+20=68 16+4=20 20+15=35 54+14=68 21+13=34

Для второго столбика, кто расскажет правило? (Из единиц вычитаем единицы, из десятков вычитаем десятки)

39-18=21 35-5=30 75-4=71 58-20=38 26-3=23 47-24=23

— Провели разминку ума? (Да, провели)

— Какой следующий этап урока по плану?

2.(Определяем тему урока)

3.Самоопределение к деятельности

— Ребята, скажите, какое задание мы сейчас выполняли?

(Решали примеры)

Какие? (На сложение и вычитание)

— Вспомните темы предыдущих уроков. Чему учились на этих уроках? (Учили тему «Проверка сложения и вычитания». Учились проверять действия сложение и вычитание разными способами.)

— Так как у нас урок закрепления, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Кто желает сформулировать тему урока?

(Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания.)

— Исходя из темы урока, подумайте и поставьте цель урока. Чему будем учиться? (Будем закреплять умения проверять сложение и вычитание разными способами. Будем закреплять умения выполнять проверку действия + и -)

На предыдущих уроках мы познакомились со способами проверки сложения и вычитания и сегодня ещё раз повторим эту тему, будем продолжать учиться решать задачи и выражения, будем совершенствовать вычислительные навыки.

Но чтобы справиться со всеми заданиями, нужно быть очень внимательным, уметь быстро и правильно считать и тогда всё получится.

— Цель урока определили, какой следующий этап?

3.(Применять свои знания. Работа с учителем, работа в паре.)

4. Работа по теме урока.

-Откройте тетради запишите дату, классная работа. Сегодня 22 декабря.

Работа с учителем (Задание на компьютере)

— Найди значение первого выражения в каждой рамке, а затем выполни проверку полученного результата двумя способами.

— Назовите компоненты при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)

Вспомним правило. (Сложение можно проверить вычитанием. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое).

— Назовите компоненты при вычитании.

(Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

— Какое правило будем применять, для проверки вычитания?

(Вычитание можно проверить двумя способами + и -. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое).

— С комментированием.

(Работа по учебнику с.90 № 2)

— Выполните вычисления и сделайте проверку одним из способов.

(Работа у доски Света, Диана, Виолетта)

28+9=37 86-80=6 45+9=54

37-28=9 80+6=86 54-45=9

— Ребята, а теперь пора отдохнуть.

5. Физминутка

Работа в паре

(Задание на карточках)

— Выполните вычисления и запишите только ответ. Обменяйтесь карточками в парах и проверьте товарища по эталону. С обратной стороны правильное выполнение заданий.

15-10=5 28+2=30

22-12=10 14+12=26

54-24=30 32+16=48

6. Закрепление изученного материала.

На с.91 № 11.

— Прочитайте задание. Что вы прочитали? (Задачу)

— Как узнали? Докажите. (Есть условие и вопрос задачи)

— Вот мы перешли к следующему этапу урока.

(Решение задач)

— Чем мы пользуемся при решении задач? (Алгоритмом действий)

— Назовите алгоритм действий для работы над задачей (компьютер)

Алгоритм:

  1. Прочитать задачу.

  2. Узнать о чём (о ком) говорится в задаче.

  3. Что об этом известно.

  4. Найти вопрос задачи.

  5. Написать краткое условие, составить схему.

  6. Записать решение задачи.

  7. Написать ответ.

— Пользуясь алгоритмом и своими знаниями, решите задачу, с объяснением как решали. Прочитайте условие задачи.

(В коробке было 12 карандашей. Сначала из коробки взяли 5 карандашей, а затем положили 3 карандаша)

— О чем говорится в задаче?

(О карандашах)

— Что означает число 12?

(В коробке было 12 карандашей)

— Что означает число 5?

(столько карандашей взяли из коробки)

— Что означает число 3?

(столько карандашей положили)

— Прочитайте вопрос задачи.

(Сколько карандашей стало в коробке?)

— Запишем краткую запись.

Было 12 к.

Взяли 5 к.

Положили 3 к.

Стало ? к.

— Скажите решение задачи (1 ученик у доски остальные в тетрадях)

(Я решаю так 12-5=7 (к)

7+3=10 (к)

— Чему равен ответ задачи?

(Ответ: 10 карандашей)

— А кто, знает другой способ решения этой задачи?

(Записать выражением 12-5+3=10 карандашей)

— Запишите решение в тетрадь.

  1. Рефлексия.

6.Самостоятельная работа.

Ребята, кто знает, какой приближается праздник? (Новый год)

Все знаете, как отмечают этот праздник в России? (Да)

Чем он отличается от других праздников?

(Приходит дед Мороз, приносит подарки, наряжают елку, готовимся к новогоднему утреннику)

Вот и мы, с вами на этом уроке будем наряжать елочку (Елочка на доске).

Ребята, вы хотите нарядить елочку? Для этого нужно правильно выполнить задание на новогодних игрушках.

— Каждый из вас выходит к доске.

— Первый выходит, берет игрушку нужно вычислить, назвав компоненты.

Второй находит выражение, которое является проверкой и вешает игрушку. Проверка Проверка

21+13=34 34-21=13 26-16=10 10+16=26

17+12=29 29-17=12 47-23=24 24+23=47

10+15=25 25-10=15 32-21=11 11+21=32

— Ребята, посмотрите, какая красивая елочка у нас получилась.

— А кто догадался, почему наша елочка стала нарядной и красивой?

Какое задание выполняли?

— Переходим к последнему этапу урока.

7.Итог урока. Оценим свои успехи.

  1. Подведение итога урока.

— Чему учились на уроке? Какую тему закрепляли сегодня на уроке? Какие цели ставили в начале урока? Каких целей достигли на уроке?

— Что понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание было интересным для вас?

— За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?

— Покажите своё настроение на солнышках.

Оцените себя.

Д/з с.90 № 8, с.91 № 10.

— Спасибо за урок. До свидания.

Дополнительное задание

(Работа по учебнику)

— с.90. № 6

Самоанализ урока «Математика» (2 класс). Учитель Фаст Н. И. Это пятый урок по теме «Проверка сложения и вычитания». На эту тему отводится 8 уроков. Урок закрепления по теме «Проверка сложения и вычитания».

Урок включает в себя повторение материала предыдущих уроков. (Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. Проверка сложения и вычитания).

  • При планировании урока был учтен различный уровень подготовки учащихся.

  • На уроке были поставлены цели:

  • совершенствовать устные вычислительные навыки;

  • закрепить приемы письменных вычислений;

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;

  • развитие вычислительных навыков, умения решать задачи;

  • развитие познавательной активности, умение рассуждать, логическое мышление и речь учащихся;

  • создавать условия для самостоятельного поиска учащимися решения учебной задачи;

  • развивать умение взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;

  • воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; прививать интерес к предмету «Математика»;

  • воспитание культуры учебного труда.

Задачи урока:

закреплять умения выполнять проверку сложения и вычитания разными способами;

— повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100;

— отработать умение решать задачи изученных видов.

Познавательные УУД:

  • Учащиеся научатся применять умения проверять результаты сложения и вычитания;

  • Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению;

  • Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

  • Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

  • Высказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Построение логической цепи рассуждений и доказательство;

  • Применение знаково-символической схемы.

Регулятивные УУД

  • Постановка учебной задачи;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Планировать свою деятельность, умение работать по алгоритму;

  • Умение удерживать своё внимание;

  • Производить контроль своих действий.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение слушать и вступать в диалог;

  • Формировать собственное мнение и позицию;

  • Строить высказывание, приходить к общему решению.

Личностные УУД

  • Определять тему и определять цели и задачи урока, выполнять их;

  • Способности к самооценке, на основе критериев успешной учебной деятельности;

  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Все поставленные цели на уроке решались комплексно.

-Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий.

Структура урока соответствует типу урока закрепления знаний, умений и навыков, которая позволяет не только выявлять и корректировать опорные знания, но и применять их в новых ситуациях.

Время на всех этапах урока старалась распределить рационально.

Вся основная часть урока отводилась на совершенствование умений и навыков в соответствии с целями урока. Переходы между этапами урока были логичны. Рациональное использование времени обеспечивалось за счёт инд. карточек, заданий на раздаточном материале, краткая запись к задачи. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, самостоятельного мышления. Учились ставить цель урока, проводить самооценку и самоанализ результатов учебной деятельности. Ребята совместно с учителем строили план работы на уроке. Наблюдалось тяготение к действиям. Дети ставили вопросы, добавляли, комментировали свои действия. На уроке чувствовалась раскрепощенность детей, склонность к взаимопомощи.

Старалась создавать на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока: ответы на вопросы учителя, устный счет, решение задачи.

Разнообразие форм организации учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации: игровые приемы, занимательный материал для счета, задания, направленные на развитие мышления.

Что способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся, их развитию в образовательной области «математика», общему развитию.

На различных этапах урока применялись методы: словесный (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядный (презентация, схемы, знаково-символические средства).

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

— правильной продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

— использование наглядного метода обучения;

— присутствие диалога между учителем и учащимися;

— моменты переключения с одного вида деятельности на другой, послужили снятию усталости ребят на уроке;

— применение здоровьесберегающих технологий (физминутка)

— поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Стремилась на своем уроке создать условия для формирования познавательных УУД.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия урока показала эмоциональное восприятие учебного материала.

Ход урока

1.Орг. момент. Псих. настр.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Чтоб работалось нам дружно,

Помогать друг другу нужно.

— Прежде чем начать урок, на «солнышках», покажите мне с каким настроением вы пришли на урок математики.

(Учащиеся показывают свое настроение)

— Ребята, мне приятно видеть, что у вас хорошее настроение.

Какие качества мы должны взять с собой на урок?

(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание)

— Ребята, скажите, как мы работаем на уроке? (По плану)

— Составим план урока.

1.С чего мы начинаем урок математики?

— С разминки ума. Устный счет.

2.Следующий этап. (Определяем тему и цели урока)

Откройте учебник на с.90-91 и определите, это новый материал или задания нам знакомы? (Такие задания нам знакомы)

— Значит урок закрепления знаний.

3.Так как тип урока закрепление знаний, то при выполнении заданий нам понадобятся наши знания.(Будем применять свои знания)

— Как будем работать?( С учителем, по учебнику)

4. этап. Физминутка.- Что еще будем делать?

5.этап (Решать задачи, работать в паре)

6.этап (Будем работать самостоятельно, думать, размышлять, доказывать, рассуждать)

7.последний этап (итог).(Проверим себя и оценим свои успехи)

План урока (на доске условные обозначения)

2. Актуализация опорных знаний.

-Итак, что у нас первое по плану?

1.(Разминка ума)

— Проверим ваши знания.

Устный счет (запись на доске)

(кто выполнил выходит и записывает ответ)

— Какое правило мы должны знать при решении этих примеров?

Для первого столбика, кто расскажет правило? (К единицам прибавляем единицы, к десяткам прибавляем десятки)

57+40=97 48+20=68 16+4=20 20+15=35 54+14=68 21+13=34

Для второго столбика, кто расскажет правило? (Из единиц вычитаем единицы, из десятков вычитаем десятки)

39-18=21 35-5=30 75-4=71 58-20=38 26-3=23 47-24=23

— Провели разминку ума? (Да, провели)

— Какой следующий этап урока по плану?

2.(Определяем тему урока)

— Ребята, скажите, какое задание мы сейчас выполняли?

(Решали примеры)

Какие? (На сложение и вычитание)

— Вспомните темы предыдущих уроков. Чему учились на этих уроках? (Учили тему «Проверка сложения и вычитания». Учились проверять действия сложение и вычитание разными способами.)

— Так как у нас урок закрепления, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Кто желает сформулировать тему урока?

(Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания.)

— Исходя из темы урока, подумайте и поставьте цель урока. Чему будем учиться? (Будем закреплять умения проверять сложение и вычитание разными способами. Будем закреплять умения выполнять проверку действия + и -)

На предыдущих уроках мы познакомились со способами проверки сложения и вычитания и сегодня ещё раз повторим эту тему, будем продолжать учиться решать задачи и выражения, будем совершенствовать вычислительные навыки.

Но чтобы справиться со всеми заданиями, нужно быть очень внимательным, уметь быстро и правильно считать и тогда всё получится.

— Цель урока определили, какой следующий этап?

3.(Применять свои знания. Работа с учителем, работа в паре.)

-Откройте тетради запишите дату, классная работа. Сегодня 22 декабря.

Работа с учителем (Задание на компьютере)

— Найди значение первого выражения в каждой рамке, а затем выполни проверку полученного результата двумя способами.

— Назовите компоненты при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)

Вспомним правило. (Сложение можно проверить вычитанием. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое).

— Назовите компоненты при вычитании.

(Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

— Какое правило будем применять, для проверки вычитания?

(Вычитание можно проверить двумя способами + и -. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое).

— С комментированием.

(Работа по учебнику с.90 № 2)

— Выполните вычисления и сделайте проверку одним из способов.

(Работа у доски Света, Диана, Виолетта)

28+9=37 86-80=6 45+9=54

37-28=9 80+6=86 54-45=9

— Ребята, а теперь пора отдохнуть.

5. Физминутка

Работа в паре

(Задание на карточках)

— Выполните вычисления и запишите только ответ. Обменяйтесь карточками в парах и проверьте товарища по эталону. С обратной стороны правильное выполнение заданий.

15-10=5 28+2=30

22-12=10 14+12=26

54-24=30 32+16=48

6. Закрепление изученного материала.

На с.91 № 11.

— Прочитайте задание. Что вы прочитали? (Задачу)

— Как узнали? Докажите. (Есть условие и вопрос задачи)

— Вот мы перешли к следующему этапу урока.

(Решение задач)

— Чем мы пользуемся при решении задач? (Алгоритмом действий)

— Назовите алгоритм действий для работы над задачей

— Пользуясь алгоритмом и своими знаниями, решите задачу, с объяснением как решали. Прочитайте условие задачи.

(В коробке было 12 карандашей. Сначала из коробки взяли 5 карандашей, а затем положили 3 карандаша)

— О чем говорится в задаче?

(О карандашах)

— Что означает число 12?

(В коробке было 12 карандашей)

— Что означает число 5?

(столько карандашей взяли из коробки)

— Что означает число 3?

(столько карандашей положили)

— Прочитайте вопрос задачи.

(Сколько карандашей стало в коробке?)

— Запишем краткую запись.

Было 12 к.

Взяли 5 к.

Положили 3 к.

Стало ? к.

— Скажите решение задачи (1 ученик у доски остальные в тетрадях)

(Я решаю так 12-5=7 (к)

7+3=10 (к)

— Чему равен ответ задачи?

(Ответ: 10 карандашей)

— А кто, знает другой способ решения этой задачи?

(Записать выражением 12-5+3=10 карандашей)

— Запишите решение в тетрадь.

6.Самостоятельная работа.

Ребята, кто знает, какой приближается праздник? (Новый год)

Все знаете, как отмечают этот праздник в России? (Да)

Чем он отличается от других праздников?

(Приходит дед Мороз, приносит подарки, наряжают елку, готовимся к новогоднему утреннику)

Вот и мы, с вами на этом уроке будем наряжать елочку (Елочка на доске).

Ребята, вы хотите нарядить елочку? Для этого нужно правильно выполнить задание на новогодних игрушках.

— Каждый из вас выходит к доске.

— Первый выходит, берет игрушку нужно вычислить, назвав компоненты.

Второй находит выражение, которое является проверкой и вешает игрушку. Проверка Проверка

21+13=34 34-21=13 26-16=10 10+16=26

17+12=29 29-17=12 47-23=24 24+23=47

10+15=25 25-10=15 32-21=11 11+21=32

— Ребята, посмотрите, какая красивая елочка у нас получилась.

— А кто догадался, почему наша елочка стала нарядной и красивой?

Какое задание выполняли?

— Переходим к последнему этапу урока.

Подведение итога урока.

— Чему учились на уроке? Какую тему закрепляли сегодня на уроке? Какие цели ставили в начале урока? Каких целей достигли на уроке?

— Что понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание было интересным для вас?

— За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?

— Покажите своё настроение на солнышках.

Оцените себя.

Д/з с.90 № 8, с.91 № 10.

— Спасибо за урок. До свидания.

Дополнительное задание

(Работа по учебнику)

— с.90. № 6

Легко учиться!