Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
МАТЕМАТИКА
Тема: «Проверка сложения и вычитания», 2 класс
Составитель: Фаст Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Новоильинка, 2015 г.
Урок математики (2 класс)
Учитель: Фаст Н. И.
Цели урока:
-
совершенствовать устные вычислительные навыки;
-
закрепить приемы письменных вычислений;
-
способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
-
развитие вычислительных навыков, умения решать задачи;
-
развитие познавательной активности, умение рассуждать, логическое мышление и речь учащихся;
-
создавать условия для самостоятельного поиска учащимися решения учебной задачи;
-
развивать умение взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
-
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
-
воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; прививать интерес к предмету «Математика»;
-
воспитание культуры учебного труда.
Задачи урока:
— закреплять умения выполнять проверку сложения и вычитания разными способами;
— повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100;
— отработать умение решать задачи изученных видов.
Познавательные УУД:
-
Учащиеся научатся применять умения проверять результаты сложения и вычитания;
-
Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению;
-
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
-
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
-
Высказывать и аргументировать свою точку зрения;
-
Поиск и выделение необходимой информации;
-
Построение логической цепи рассуждений и доказательство;
-
Применение знаково-символической схемы.
Регулятивные УУД
-
Постановка учебной задачи;
-
Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу;
-
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
Планировать свою деятельность, умение работать по алгоритму;
-
Умение удерживать своё внимание;
-
Производить контроль своих действий.
Коммуникативные УУД
-
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение слушать и вступать в диалог;
-
Формировать собственное мнение и позицию;
-
Строить высказывание, приходить к общему решению.
Личностные УУД
-
Определять тему и определять цели и задачи урока, выполнять их;
-
Способности к самооценке, на основе критериев успешной учебной деятельности;
-
Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: Учебник «Математика» 2 класс (М.И. Моро, М.А. Бантова и др.), РТ., дидактический материал, раздаточный материал, компьютер (презентация), алгоритм действий (при работе над задачей), солнышки (для показа настроения и для самооценки), елочка и шарики с заданиями, карточки со схемами к задачам, условные обозначения.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Чтоб работалось нам дружно,
Помогать друг другу нужно.
— Прежде чем начать урок, на «солнышках», покажите мне с каким настроением вы пришли на урок математики.
(Учащиеся показывают свое настроение)
— Ребята, мне приятно видеть, что у вас хорошее настроение.
Какие качества мы должны взять с собой на урок?
(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание)
— Ребята, скажите, как мы работаем на уроке? (По плану)
— Составим план урока.
1.С чего мы начинаем урок математики?
(С разминки ума. Устный счет)
— С разминки ума. Устный счет.
— Следующий этап. (Определяем тему и цели урока)
2.Определение темы урока. Откройте учебник на с.90-91 и определите, это новый материал или задания нам знакомы? (Такие задания нам знакомы)
— Значит урок закрепления знаний.
3. этап урока.
— Так как тип урока закрепление знаний, то при выполнении заданий нам понадобятся наши знания.
(Будем применять свои знания)
— Как будем работать?
( С учителем, по учебнику)
4. этап. Физминутка.
— Что еще будем делать?
5.этап (Решать задачи, работать в паре)
6.этап (Будем работать самостоятельно, думать, размышлять, доказывать, рассуждать)
7.последний этап (итог).
(Проверим себя и оценим свои успехи)
План урока (на доске условные обозначения)
-
Разминка ума (устный счёт).
-
Определение темы урока.
-
Применять знания. Работать с учителем, работа по учебнику.
-
Физминутка.
-
Работа в паре. Задача.
-
С/Р. Думать, рассуждать.
-
Проверим себя, оценим свои успехи.
2. Актуализация опорных знаний.
-Итак, что у нас первое по плану?
1.(Разминка ума)
— Проверим ваши знания.
Устный счет (запись на доске)
(кто выполнил выходит и записывает ответ)
— Какое правило мы должны знать при решении этих примеров?
Для первого столбика, кто расскажет правило? (К единицам прибавляем единицы, к десяткам прибавляем десятки)
57+40=97 48+20=68 16+4=20 20+15=35 54+14=68 21+13=34
Для второго столбика, кто расскажет правило? (Из единиц вычитаем единицы, из десятков вычитаем десятки)
39-18=21 35-5=30 75-4=71 58-20=38 26-3=23 47-24=23
— Провели разминку ума? (Да, провели)
— Какой следующий этап урока по плану?
2.(Определяем тему урока)
3.Самоопределение к деятельности
— Ребята, скажите, какое задание мы сейчас выполняли?
(Решали примеры)
Какие? (На сложение и вычитание)
— Вспомните темы предыдущих уроков. Чему учились на этих уроках? (Учили тему «Проверка сложения и вычитания». Учились проверять действия сложение и вычитание разными способами.)
— Так как у нас урок закрепления, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Кто желает сформулировать тему урока?
(Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания.)
— Исходя из темы урока, подумайте и поставьте цель урока. Чему будем учиться? (Будем закреплять умения проверять сложение и вычитание разными способами. Будем закреплять умения выполнять проверку действия + и -)
На предыдущих уроках мы познакомились со способами проверки сложения и вычитания и сегодня ещё раз повторим эту тему, будем продолжать учиться решать задачи и выражения, будем совершенствовать вычислительные навыки.
Но чтобы справиться со всеми заданиями, нужно быть очень внимательным, уметь быстро и правильно считать и тогда всё получится.
— Цель урока определили, какой следующий этап?
3.(Применять свои знания. Работа с учителем, работа в паре.)
4. Работа по теме урока.
-Откройте тетради запишите дату, классная работа. Сегодня 22 декабря.
Работа с учителем (Задание на компьютере)
— Найди значение первого выражения в каждой рамке, а затем выполни проверку полученного результата двумя способами.
— Назовите компоненты при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
Вспомним правило. (Сложение можно проверить вычитанием. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое).
— Назовите компоненты при вычитании.
(Уменьшаемое, вычитаемое, разность).
— Какое правило будем применять, для проверки вычитания?
(Вычитание можно проверить двумя способами + и -. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое).
— С комментированием.
(Работа по учебнику с.90 № 2)
— Выполните вычисления и сделайте проверку одним из способов.
(Работа у доски Света, Диана, Виолетта)
28+9=37 86-80=6 45+9=54
37-28=9 80+6=86 54-45=9
— Ребята, а теперь пора отдохнуть.
5. Физминутка
Работа в паре
(Задание на карточках)
— Выполните вычисления и запишите только ответ. Обменяйтесь карточками в парах и проверьте товарища по эталону. С обратной стороны правильное выполнение заданий.
15-10=5 28+2=30
22-12=10 14+12=26
54-24=30 32+16=48
6. Закрепление изученного материала.
На с.91 № 11.
— Прочитайте задание. Что вы прочитали? (Задачу)
— Как узнали? Докажите. (Есть условие и вопрос задачи)
— Вот мы перешли к следующему этапу урока.
(Решение задач)
— Чем мы пользуемся при решении задач? (Алгоритмом действий)
— Назовите алгоритм действий для работы над задачей (компьютер)
Алгоритм:
-
Прочитать задачу.
-
Узнать о чём (о ком) говорится в задаче.
-
Что об этом известно.
-
Найти вопрос задачи.
-
Написать краткое условие, составить схему.
-
Записать решение задачи.
-
Написать ответ.
— Пользуясь алгоритмом и своими знаниями, решите задачу, с объяснением как решали. Прочитайте условие задачи.
(В коробке было 12 карандашей. Сначала из коробки взяли 5 карандашей, а затем положили 3 карандаша)
— О чем говорится в задаче?
(О карандашах)
— Что означает число 12?
(В коробке было 12 карандашей)
— Что означает число 5?
(столько карандашей взяли из коробки)
— Что означает число 3?
(столько карандашей положили)
— Прочитайте вопрос задачи.
(Сколько карандашей стало в коробке?)
— Запишем краткую запись.
Было 12 к.
Взяли 5 к.
Положили 3 к.
Стало ? к.
— Скажите решение задачи (1 ученик у доски остальные в тетрадях)
(Я решаю так 12-5=7 (к)
7+3=10 (к)
— Чему равен ответ задачи?
(Ответ: 10 карандашей)
— А кто, знает другой способ решения этой задачи?
(Записать выражением 12-5+3=10 карандашей)
— Запишите решение в тетрадь.
-
Рефлексия.
6.Самостоятельная работа.
—Ребята, кто знает, какой приближается праздник? (Новый год)
Все знаете, как отмечают этот праздник в России? (Да)
Чем он отличается от других праздников?
(Приходит дед Мороз, приносит подарки, наряжают елку, готовимся к новогоднему утреннику)
Вот и мы, с вами на этом уроке будем наряжать елочку (Елочка на доске).
— Ребята, вы хотите нарядить елочку? Для этого нужно правильно выполнить задание на новогодних игрушках.
— Каждый из вас выходит к доске.
— Первый выходит, берет игрушку нужно вычислить, назвав компоненты.
Второй находит выражение, которое является проверкой и вешает игрушку. Проверка Проверка
21+13=34 34-21=13 26-16=10 10+16=26
17+12=29 29-17=12 47-23=24 24+23=47
10+15=25 25-10=15 32-21=11 11+21=32
— Ребята, посмотрите, какая красивая елочка у нас получилась.
— А кто догадался, почему наша елочка стала нарядной и красивой?
Какое задание выполняли?
— Переходим к последнему этапу урока.
7.Итог урока. Оценим свои успехи.
-
Подведение итога урока.
— Чему учились на уроке? Какую тему закрепляли сегодня на уроке? Какие цели ставили в начале урока? Каких целей достигли на уроке?
— Что понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание было интересным для вас?
— За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?
— Покажите своё настроение на солнышках.
Оцените себя.
Д/з с.90 № 8, с.91 № 10.
— Спасибо за урок. До свидания.
Дополнительное задание
(Работа по учебнику)
— с.90. № 6
Самоанализ урока «Математика» (2 класс). Учитель Фаст Н. И. Это пятый урок по теме «Проверка сложения и вычитания». На эту тему отводится 8 уроков. Урок закрепления по теме «Проверка сложения и вычитания».
Урок включает в себя повторение материала предыдущих уроков. (Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. Проверка сложения и вычитания).
-
При планировании урока был учтен различный уровень подготовки учащихся.
-
На уроке были поставлены цели:
-
совершенствовать устные вычислительные навыки;
-
закрепить приемы письменных вычислений;
-
способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
-
развитие вычислительных навыков, умения решать задачи;
-
развитие познавательной активности, умение рассуждать, логическое мышление и речь учащихся;
-
создавать условия для самостоятельного поиска учащимися решения учебной задачи;
-
развивать умение взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
-
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
-
воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; прививать интерес к предмету «Математика»;
-
воспитание культуры учебного труда.
Задачи урока:
— закреплять умения выполнять проверку сложения и вычитания разными способами;
— повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100;
— отработать умение решать задачи изученных видов.
Познавательные УУД:
-
Учащиеся научатся применять умения проверять результаты сложения и вычитания;
-
Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению;
-
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
-
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
-
Высказывать и аргументировать свою точку зрения;
-
Поиск и выделение необходимой информации;
-
Построение логической цепи рассуждений и доказательство;
-
Применение знаково-символической схемы.
Регулятивные УУД
-
Постановка учебной задачи;
-
Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу;
-
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
Планировать свою деятельность, умение работать по алгоритму;
-
Умение удерживать своё внимание;
-
Производить контроль своих действий.
Коммуникативные УУД
-
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение слушать и вступать в диалог;
-
Формировать собственное мнение и позицию;
-
Строить высказывание, приходить к общему решению.
Личностные УУД
-
Определять тему и определять цели и задачи урока, выполнять их;
-
Способности к самооценке, на основе критериев успешной учебной деятельности;
-
Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
— Все поставленные цели на уроке решались комплексно.
-Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий.
Структура урока соответствует типу урока закрепления знаний, умений и навыков, которая позволяет не только выявлять и корректировать опорные знания, но и применять их в новых ситуациях.
Время на всех этапах урока старалась распределить рационально.
Вся основная часть урока отводилась на совершенствование умений и навыков в соответствии с целями урока. Переходы между этапами урока были логичны. Рациональное использование времени обеспечивалось за счёт инд. карточек, заданий на раздаточном материале, краткая запись к задачи. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, самостоятельного мышления. Учились ставить цель урока, проводить самооценку и самоанализ результатов учебной деятельности. Ребята совместно с учителем строили план работы на уроке. Наблюдалось тяготение к действиям. Дети ставили вопросы, добавляли, комментировали свои действия. На уроке чувствовалась раскрепощенность детей, склонность к взаимопомощи.
Старалась создавать на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний.
Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока: ответы на вопросы учителя, устный счет, решение задачи.
Разнообразие форм организации учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Создание эмоционально-благоприятной ситуации: игровые приемы, занимательный материал для счета, задания, направленные на развитие мышления.
Что способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся, их развитию в образовательной области «математика», общему развитию.
На различных этапах урока применялись методы: словесный (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядный (презентация, схемы, знаково-символические средства).
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:
— правильной продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;
— использование наглядного метода обучения;
— присутствие диалога между учителем и учащимися;
— моменты переключения с одного вида деятельности на другой, послужили снятию усталости ребят на уроке;
— применение здоровьесберегающих технологий (физминутка)
— поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.
Стремилась на своем уроке создать условия для формирования познавательных УУД.
Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия урока показала эмоциональное восприятие учебного материала.
Ход урока
1.Орг. момент. Псих. настр.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Чтоб работалось нам дружно,
Помогать друг другу нужно.
— Прежде чем начать урок, на «солнышках», покажите мне с каким настроением вы пришли на урок математики.
(Учащиеся показывают свое настроение)
— Ребята, мне приятно видеть, что у вас хорошее настроение.
Какие качества мы должны взять с собой на урок?
(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание)
— Ребята, скажите, как мы работаем на уроке? (По плану)
— Составим план урока.
1.С чего мы начинаем урок математики?
— С разминки ума. Устный счет.
2.Следующий этап. (Определяем тему и цели урока)
Откройте учебник на с.90-91 и определите, это новый материал или задания нам знакомы? (Такие задания нам знакомы)
— Значит урок закрепления знаний.
3.Так как тип урока закрепление знаний, то при выполнении заданий нам понадобятся наши знания.(Будем применять свои знания)
— Как будем работать?( С учителем, по учебнику)
4. этап. Физминутка.- Что еще будем делать?
5.этап (Решать задачи, работать в паре)
6.этап (Будем работать самостоятельно, думать, размышлять, доказывать, рассуждать)
7.последний этап (итог).(Проверим себя и оценим свои успехи)
План урока (на доске условные обозначения)
2. Актуализация опорных знаний.
-Итак, что у нас первое по плану?
1.(Разминка ума)
— Проверим ваши знания.
Устный счет (запись на доске)
(кто выполнил выходит и записывает ответ)
— Какое правило мы должны знать при решении этих примеров?
Для первого столбика, кто расскажет правило? (К единицам прибавляем единицы, к десяткам прибавляем десятки)
57+40=97 48+20=68 16+4=20 20+15=35 54+14=68 21+13=34
Для второго столбика, кто расскажет правило? (Из единиц вычитаем единицы, из десятков вычитаем десятки)
39-18=21 35-5=30 75-4=71 58-20=38 26-3=23 47-24=23
— Провели разминку ума? (Да, провели)
— Какой следующий этап урока по плану?
2.(Определяем тему урока)
— Ребята, скажите, какое задание мы сейчас выполняли?
(Решали примеры)
Какие? (На сложение и вычитание)
— Вспомните темы предыдущих уроков. Чему учились на этих уроках? (Учили тему «Проверка сложения и вычитания». Учились проверять действия сложение и вычитание разными способами.)
— Так как у нас урок закрепления, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Кто желает сформулировать тему урока?
(Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания.)
— Исходя из темы урока, подумайте и поставьте цель урока. Чему будем учиться? (Будем закреплять умения проверять сложение и вычитание разными способами. Будем закреплять умения выполнять проверку действия + и -)
На предыдущих уроках мы познакомились со способами проверки сложения и вычитания и сегодня ещё раз повторим эту тему, будем продолжать учиться решать задачи и выражения, будем совершенствовать вычислительные навыки.
Но чтобы справиться со всеми заданиями, нужно быть очень внимательным, уметь быстро и правильно считать и тогда всё получится.
— Цель урока определили, какой следующий этап?
3.(Применять свои знания. Работа с учителем, работа в паре.)
-Откройте тетради запишите дату, классная работа. Сегодня 22 декабря.
Работа с учителем (Задание на компьютере)
— Найди значение первого выражения в каждой рамке, а затем выполни проверку полученного результата двумя способами.
— Назовите компоненты при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
Вспомним правило. (Сложение можно проверить вычитанием. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое).
— Назовите компоненты при вычитании.
(Уменьшаемое, вычитаемое, разность).
— Какое правило будем применять, для проверки вычитания?
(Вычитание можно проверить двумя способами + и -. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое).
— С комментированием.
(Работа по учебнику с.90 № 2)
— Выполните вычисления и сделайте проверку одним из способов.
(Работа у доски Света, Диана, Виолетта)
28+9=37 86-80=6 45+9=54
37-28=9 80+6=86 54-45=9
— Ребята, а теперь пора отдохнуть.
5. Физминутка
Работа в паре
(Задание на карточках)
— Выполните вычисления и запишите только ответ. Обменяйтесь карточками в парах и проверьте товарища по эталону. С обратной стороны правильное выполнение заданий.
15-10=5 28+2=30
22-12=10 14+12=26
54-24=30 32+16=48
6. Закрепление изученного материала.
На с.91 № 11.
— Прочитайте задание. Что вы прочитали? (Задачу)
— Как узнали? Докажите. (Есть условие и вопрос задачи)
— Вот мы перешли к следующему этапу урока.
(Решение задач)
— Чем мы пользуемся при решении задач? (Алгоритмом действий)
— Назовите алгоритм действий для работы над задачей
— Пользуясь алгоритмом и своими знаниями, решите задачу, с объяснением как решали. Прочитайте условие задачи.
(В коробке было 12 карандашей. Сначала из коробки взяли 5 карандашей, а затем положили 3 карандаша)
— О чем говорится в задаче?
(О карандашах)
— Что означает число 12?
(В коробке было 12 карандашей)
— Что означает число 5?
(столько карандашей взяли из коробки)
— Что означает число 3?
(столько карандашей положили)
— Прочитайте вопрос задачи.
(Сколько карандашей стало в коробке?)
— Запишем краткую запись.
Было 12 к.
Взяли 5 к.
Положили 3 к.
Стало ? к.
— Скажите решение задачи (1 ученик у доски остальные в тетрадях)
(Я решаю так 12-5=7 (к)
7+3=10 (к)
— Чему равен ответ задачи?
(Ответ: 10 карандашей)
— А кто, знает другой способ решения этой задачи?
(Записать выражением 12-5+3=10 карандашей)
— Запишите решение в тетрадь.
6.Самостоятельная работа.
—Ребята, кто знает, какой приближается праздник? (Новый год)
Все знаете, как отмечают этот праздник в России? (Да)
Чем он отличается от других праздников?
(Приходит дед Мороз, приносит подарки, наряжают елку, готовимся к новогоднему утреннику)
Вот и мы, с вами на этом уроке будем наряжать елочку (Елочка на доске).
— Ребята, вы хотите нарядить елочку? Для этого нужно правильно выполнить задание на новогодних игрушках.
— Каждый из вас выходит к доске.
— Первый выходит, берет игрушку нужно вычислить, назвав компоненты.
Второй находит выражение, которое является проверкой и вешает игрушку. Проверка Проверка
21+13=34 34-21=13 26-16=10 10+16=26
17+12=29 29-17=12 47-23=24 24+23=47
10+15=25 25-10=15 32-21=11 11+21=32
— Ребята, посмотрите, какая красивая елочка у нас получилась.
— А кто догадался, почему наша елочка стала нарядной и красивой?
Какое задание выполняли?
— Переходим к последнему этапу урока.
Подведение итога урока.
— Чему учились на уроке? Какую тему закрепляли сегодня на уроке? Какие цели ставили в начале урока? Каких целей достигли на уроке?
— Что понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание было интересным для вас?
— За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?
— Покажите своё настроение на солнышках.
Оцените себя.
Д/з с.90 № 8, с.91 № 10.
— Спасибо за урок. До свидания.
Дополнительное задание
(Работа по учебнику)
— с.90. № 6