Рабочая программа по природоведению

1.Пояснительная записка

Учебный план по предмету «Природоведение» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;

  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)

  • Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;

  • Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";

  • Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обу­чения (письмо Управления специального образования Мини­стерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);

  • Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";

  • Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);

  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У обучающейся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, она получает некоторые представления о мире, которые находятся вне поля её чувствительного опыта.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанницы, индивидуально-дифференцированного подхода. Школьнице предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающейся.

Цель реализации программы: исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, её познавательной деятельности.

Задачи:

-привлекать обучающуюся к участию в беседе;

-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы;

— описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;

-составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;

— использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Срок реализации программы-1 год.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Цель предмета расширение кругозора школьницы, обогащение её жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности.

Задачи программы обучения:

-уточнить имеющиеся у ребёнка представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

-выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

-сформировать знания ученицы о природе своего края;

-сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить бережному отношению к природе.

-формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении школьницы другим учебным предметам;

-уточнять, расширять и активизировать лексический запас обучающейся;

— развивать устную монологическую речь;

— развивать наблюдательность обучающейся на основе формирования у неё умений анализа, синтеза, обобщения, классификации;

— активизировать внимание и память ребёнка, развивать логическое мышление;

— прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие абстрактных природных понятий;

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи и обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Для реализации программы используется учебник «Живой мир» Матвеевой Н.Б., Москва, Просвещение,2017 г

Основным методом обучения является беседа.

Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Формы работы: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Наблюдая, ребёнок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по территории, на которой расположен Детский дом, для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. На экскурсиях учащаяся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Занятия по окружающему миру проводятся дома у ученицы по вторникам.

Межпредметные связи: курс учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) имеет много смежных тем с природоведением, биологией, географией, литературным чтением, историей, изобразительным искусством, математикой и т.д.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Данный учебный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика». Занятия по предмету проводятся с сентября 2018 года по май 2019 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34

Количество часов по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

8 ч

8 ч

10 ч

8 ч

34 ч

4. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Кол-во

часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Растения

11

Овощи.Цвет, величина, форма, вкус.

Ягоды. Цвет, форма, вкус.

Сад.

Обобщение пройденного.

Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия.

Просмотр кинофильмов

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание.

Деревья: . Название. Распознавание.

Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия.

Комнатные растения. Название, распознавание

Цветы. Называние, распознавание.

Называние, распознавание растений, характеристика

Домашние и дикие животные,

Насекомые, птицы

5

Домашние животные: овца. Внешний вид, пища.

Дикие животные :Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких и домашних животных зимой и летом. Насекомые, птицы

Внешний вид, пища.

Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких домашних животных зимой и летом.

Характеристика

насекомых, птиц.

Сезонные изменения в природе

7

Здравствуй, осень! Наблюдение за сезонными изменениями – экскурсии.

Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия..

Декабрь. Труд людей. Труд людей, зимние игры. Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Февраль. Март. Труд людей.

Сезонные изменения в природе. Апрель. Труд людей. Экскурсия

Май. Труд людей. Экскурсия. Наблюдение за распусканием почек в природе.

Практическая работа

4

Посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием.

Посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием.

Экскурсии

7

Наблюдение

Требование к уровню подготовки учащейся.

Учащаяся должна знать:

-виды растений

— виды животных

— о сезонных изменениях в неживой природе жизни растений

Учащаяся должна уметь:

-узнавать и называть растения и животных;

-различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

-различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-называть свойства изученных предметов и их частей;

-обобщать названия изученных групп предметов.

6.Критерии нормы оценки.

Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.

Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является: тесты

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

5

Контрольный тест по теме «Осень» 26.10

Контрольный тест по теме «Растения» 24.12

Контрольный тест по теме «Животные» 22.03

Контрольный тест по теме: «Весенние изменения в природе» 22.05

Повседневное наблюдение за учебной работой учащейся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведёт себя учащаяся на занятиях, как она воспринимает и осмысливает изучаемый материал, каков у неё уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у неё вырабатываются практические умения и навыки, каковы учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащейся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Итоговая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащейся в конце года.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо уделять внимание тому, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащаяся овладевает знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности.

Существенное значение имеет также то, как относится учащаяся к обучению, работает ли она с необходимым напряжением постоянно или же «рывками» и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.

Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится ученице, если она:

— дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа фактами из текста учебника, знает и умеет применять знания, умеет самостоятельно оперировать изученными представлениями;

«4» ставится ученице, если она:

— допускает 1-2 ошибки при передаче учебного материала;

— допускает неточности в выделении основной мысли рассказа или части текста, исправляет их с помощью учителя;

— допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

«3» ставится ученице, если она:

— при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы,

— понимает и передаёт учебный материал после обсуждения или под руководством учителя.

Календарно – тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Дата

Примечание

1чет

8

1

Сезонные изменения летом. Летние месяцы. Труд людей летом.

1

Наглядные пособия,

муляжи плодов

2

Здравствуй, осень! Наблюдение за сезонными изменениями – экскурсии.

1

3

Овощи.Цвет, величина, форма, вкус.

1

Наглядные пособия,

муляжи плодов

4

Ягоды. Цвет, форма, вкус.

1

5

Сад.

1

Наглядные пособия,

муляжи плодов

6

Обобщение пройденного.

1

7

Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия.

1

8

Просмотр кинофильмов

1

2чет

8

1

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание.

1

дидактический материал

2

Деревья: . Название. Распознавание.

1

3

Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия.

1

дидактический материал

4

Комнатные растения. Название, распознавание

1

дидактический материал

5

Цветы. Называние, распознавание.

1

6

Обобщение пройденного.

1

дидактический материал

7

Подготовка к праздникам.

Просмотр диафильмов

1

8

Сезонные изменения в природе. Декабрь. Труд людей. Экскурсия.

1

3чет

10

1

Беседа о проведённых каникулах.

1

2

Сезонные изменения в природе. Труд людей, зимние игры. Экскурсия.

1

3

Домашние животные: овца. Внешний вид, пища.

1

дидактический материал

4

Дикие животные :Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких животных зимой и летом.

2

5

Сезонные изменения в природе. Февраль. Март. Труд людей.

Экскурсия.

2

дидактический материал

6

Обобщение пройденного.

1

7

Просмотр диафильмов .

1

8

Закрепление пройденного

1

4чет

8

1

Сезонные изменения в природе. Апрель. Труд людей. Экскурсия.

1

2

Птицы: Внешний вид. Где живёт? . Отношение человека к птицам.

1

дидактический материал

3

Насекомые: муравей, муха, божья коровка. Название, внешний вид, где живут.

1

4

Сезонные изменения в природе. Май. Труд людей. Экскурсия. Наблюдение за распусканием почек в природе.

1

дидактический материал

5

Весенняя экскурсия .

1

6

Практическая работа: посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием.

1

7

Просмотр диафильмов

1

8

Закрепление пройденного.

1

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебники:

.Матвеева Н.Б. ФГОС «Живой мир» Москва. Просвещение 2017 г.

Программно-методическое обеспечение:……..

 Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006

 «Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.

 Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.

 Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А

Печатные пособия:

 Схемы

 Предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) /

Учебно-практическое оборудование:

.Муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

Технические средства обучения:

 Компьютер

Легко учиться!