1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Природоведение» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У обучающейся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, она получает некоторые представления о мире, которые находятся вне поля её чувствительного опыта.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанницы, индивидуально-дифференцированного подхода. Школьнице предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающейся.
Цель реализации программы: исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, её познавательной деятельности.
Задачи:
-привлекать обучающуюся к участию в беседе;
-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы;
— описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;
-составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;
— использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Срок реализации программы-1 год.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Цель предмета расширение кругозора школьницы, обогащение её жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности.
Задачи программы обучения:
-уточнить имеющиеся у ребёнка представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
-выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
-сформировать знания ученицы о природе своего края;
-сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить бережному отношению к природе.
-формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении школьницы другим учебным предметам;
-уточнять, расширять и активизировать лексический запас обучающейся;
— развивать устную монологическую речь;
— развивать наблюдательность обучающейся на основе формирования у неё умений анализа, синтеза, обобщения, классификации;
— активизировать внимание и память ребёнка, развивать логическое мышление;
— прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие абстрактных природных понятий;
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для реализации программы используется учебник «Живой мир» Матвеевой Н.Б., Москва, Просвещение,2017 г
Основным методом обучения является беседа.
Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Формы работы: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Наблюдая, ребёнок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по территории, на которой расположен Детский дом, для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. На экскурсиях учащаяся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Занятия по окружающему миру проводятся дома у ученицы по вторникам.
Межпредметные связи: курс учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) имеет много смежных тем с природоведением, биологией, географией, литературным чтением, историей, изобразительным искусством, математикой и т.д.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика». Занятия по предмету проводятся с сентября 2018 года по май 2019 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Всего за год |
8 ч |
8 ч |
10 ч |
8 ч |
34 ч |
4. Содержание учебного предмета
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание тем учебного предмета |
Практическая часть |
|
Растения |
11 |
Овощи.Цвет, величина, форма, вкус.
Ягоды. Цвет, форма, вкус. Сад. Обобщение пройденного. Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия. Просмотр кинофильмов
Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание.
Деревья: . Название. Распознавание.
Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия. Комнатные растения. Название, распознавание Цветы. Называние, распознавание. |
Называние, распознавание растений, характеристика |
|
Домашние и дикие животные, Насекомые, птицы |
5 |
Домашние животные: овца. Внешний вид, пища. Дикие животные :Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких и домашних животных зимой и летом. Насекомые, птицы
|
Внешний вид, пища. Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких домашних животных зимой и летом. Характеристика насекомых, птиц. |
|
Сезонные изменения в природе |
7 |
Здравствуй, осень! Наблюдение за сезонными изменениями – экскурсии. Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия.. Декабрь. Труд людей. Труд людей, зимние игры. Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Февраль. Март. Труд людей.
Сезонные изменения в природе. Апрель. Труд людей. Экскурсия Май. Труд людей. Экскурсия. Наблюдение за распусканием почек в природе.
|
|
|
Практическая работа |
4 |
Посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием. |
Посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием. |
|
|
|
|
|
|
Экскурсии |
7 |
|
Наблюдение |
|
Требование к уровню подготовки учащейся.
Учащаяся должна знать:
-виды растений
— виды животных
— о сезонных изменениях в неживой природе жизни растений
Учащаяся должна уметь:
-узнавать и называть растения и животных;
-различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.
-различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;
-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
-называть свойства изученных предметов и их частей;
-обобщать названия изученных групп предметов.
6.Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.
Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является: тесты
класс |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
5 |
Контрольный тест по теме «Осень» 26.10 |
Контрольный тест по теме «Растения» 24.12 |
Контрольный тест по теме «Животные» 22.03 |
Контрольный тест по теме: «Весенние изменения в природе» 22.05 |
Повседневное наблюдение за учебной работой учащейся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведёт себя учащаяся на занятиях, как она воспринимает и осмысливает изучаемый материал, каков у неё уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у неё вырабатываются практические умения и навыки, каковы учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащейся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Итоговая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащейся в конце года.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо уделять внимание тому, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащаяся овладевает знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности.
Существенное значение имеет также то, как относится учащаяся к обучению, работает ли она с необходимым напряжением постоянно или же «рывками» и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученице, если она:
— дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа фактами из текста учебника, знает и умеет применять знания, умеет самостоятельно оперировать изученными представлениями;
«4» ставится ученице, если она:
— допускает 1-2 ошибки при передаче учебного материала;
— допускает неточности в выделении основной мысли рассказа или части текста, исправляет их с помощью учителя;
— допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
«3» ставится ученице, если она:
— при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы,
— понимает и передаёт учебный материал после обсуждения или под руководством учителя.
Календарно – тематическое планирование.
№ |
Название темы |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
1чет |
|
8 |
|
|
1 |
Сезонные изменения летом. Летние месяцы. Труд людей летом. |
1 |
|
Наглядные пособия, муляжи плодов |
2 |
Здравствуй, осень! Наблюдение за сезонными изменениями – экскурсии. |
1 |
|
|
3 |
Овощи.Цвет, величина, форма, вкус.
|
1 |
|
Наглядные пособия, муляжи плодов |
4 |
Ягоды. Цвет, форма, вкус. |
1 |
|
|
5 |
Сад. |
1 |
|
Наглядные пособия, муляжи плодов |
6 |
Обобщение пройденного. |
1 |
|
|
7 |
Сезонные изменения в природе. Октябрь. Труд людей. Экскурсия. |
1 |
|
|
8 |
Просмотр кинофильмов |
1 |
|
|
2чет |
|
8 |
|
|
1 |
Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание.
|
1 |
|
дидактический материал |
2 |
Деревья: . Название. Распознавание.
|
1 |
|
|
3 |
Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Труд людей. Экскурсия. |
1 |
|
дидактический материал |
4 |
Комнатные растения. Название, распознавание |
1 |
|
дидактический материал |
5 |
Цветы. Называние, распознавание. |
1 |
|
|
6 |
Обобщение пройденного.
|
1 |
|
дидактический материал |
7 |
Подготовка к праздникам. Просмотр диафильмов |
1 |
|
|
8 |
Сезонные изменения в природе. Декабрь. Труд людей. Экскурсия. |
1 |
|
|
3чет |
|
10 |
|
|
1 |
Беседа о проведённых каникулах.
|
1 |
|
|
2 |
Сезонные изменения в природе. Труд людей, зимние игры. Экскурсия. |
1 |
|
|
3 |
Домашние животные: овца. Внешний вид, пища. |
1 |
|
дидактический материал |
4 |
Дикие животные :Части тела, пища, как передвигаются. Жизнь диких животных зимой и летом. |
2 |
|
|
5 |
Сезонные изменения в природе. Февраль. Март. Труд людей. Экскурсия. |
2 |
|
дидактический материал |
6 |
Обобщение пройденного. |
1 |
|
|
7 |
Просмотр диафильмов .
|
1 |
|
|
8 |
Закрепление пройденного |
1 |
|
|
4чет |
|
8 |
|
|
1 |
Сезонные изменения в природе. Апрель. Труд людей. Экскурсия. |
1 |
|
|
2 |
Птицы: Внешний вид. Где живёт? . Отношение человека к птицам. |
1 |
|
дидактический материал |
3 |
Насекомые: муравей, муха, божья коровка. Название, внешний вид, где живут. |
1 |
|
|
4 |
Сезонные изменения в природе. Май. Труд людей. Экскурсия. Наблюдение за распусканием почек в природе.
|
1 |
|
дидактический материал |
5 |
Весенняя экскурсия .
|
1 |
|
|
6 |
Практическая работа: посадка семян, наблюдение за их ростом и развитием. |
1 |
|
|
7 |
Просмотр диафильмов |
1 |
|
|
8 |
Закрепление пройденного.
|
1 |
|
|
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
.Матвеева Н.Б. ФГОС «Живой мир» Москва. Просвещение 2017 г.
Программно-методическое обеспечение:……..
Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
«Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А
Печатные пособия:
Схемы
Предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) /
Учебно-практическое оборудование:
.Муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
Технические средства обучения:
Компьютер