Промежуточная аттестация в форме написания сжатого изложения. 8 класс
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
На выполнение работы даётся 90 минут.
Примерный текст.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным … И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(По В.А. Сухомлинскому)
181 слово
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Без доброты невозможна душевная красота человека. |
2 |
Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека. |
3 |
Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребенок должен пройти эмоциональную школу. |
Текст для контроля результата освоения образовательной программы основного общего образования по русскому языку будет взят из базы научно-методического сопровождения Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Критерии оценивания сжатого изложения
Критерии |
Критерии оценивания сжатого изложения |
Баллы |
|
ИК1 |
Содержание изложения |
|
|
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы |
2 |
|
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему |
1 |
|
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
|
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста |
3
|
|
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста |
2 |
|
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста |
1 |
|
|
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения |
|
|
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения теста |
1 |
|
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 |
7 |
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
ГК4 |
Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2
|
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложения материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
ФК1, ГК1-ГК4 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1,ГК1-ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём изложения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения, объём которого составляет 70 и более слов.
Если в изложении насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов за написание сжатого изложения по «Критериям оценивания сжатого изложения» и по «Критериям оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого» равно 17.
За выполнение работы (сжатого изложения) выставляется отметка по пятибальной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 7 баллов по «Критериям оценивания сжатого изложения» и по «Критериям оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого» (от 0 до 7).
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 8 и не более 10 баллов по «Критериям оценивания сжатого изложения» и по «Критериям оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого» (от 8 до 10).
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 11 и не более 13 баллов по «Критериям оценивания сжатого изложения» и по «Критериям оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого» (от 11 до 13).При этом обучающийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 14 и не более 17 баллов по «Критериям оценивания сжатого изложения» и по «Критериям оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого» (от 14 до 17).При этом обучающийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».