Программа элективного курса
Применение законов Ньютона
9 класс.
Образовательная область: Физика
Учебная дисциплина: Физика
Вид образовательной программы:
Общеобразовательная (предметная)
IIступень образования (основное (общее) образование)
Программа составлена
учителем физики
Громовой С.И.
Пояснительная записка
Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.
Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.
Цели курса:
-расширить некоторые вопросы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых показываются многочисленные применения законов Ньютона;
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
— показать учащимся, что различные конкретные случаи движения
рассматриваются не как отдельные, разрозненные вопросы, а как
примеры применений законов Ньютона, решаемые общим методом;
— научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным
уровнем сложности;
— показать роль естественных наук (в том числе и физики) для нравственного
воспитания, вооружающих учеников конкретными знаниями о природе.
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
дисциплины.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-
Понятия: Сила тяжести, сила упругости, вес, невесомость.
-
Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
-
Практическое применение: Движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов, подъёмная сила крыла самолёта.
Учащиеся должны уметь:
-
Измерять и вычислять физические величины (тормозной путь, время торможения, коэффициент трения, жёсткость, ускорение свободного падения, ускорение при движении под действием нескольких сил,).
-
Решать простейшие задачи на определения скорости, ускорения движения тела под действием нескольких сил.
-
Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, ускорения тела.
-
Рассчитывать тормозной путь, силы, действующие на лётчика, выводящие самолёт из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней и нижней точки выпуклого моста.
Учебно-тематический план элективного курса
Применение законов Ньютона
№ |
Темы занятий |
Методы, формы |
Содержание, основные понятия, идеи |
Деятельность учащихся |
1 |
Введение. Движение под действием постоянной силы-равноускоренное движение. |
Репродуктивный метод: беседа, объяснение. |
Повторение понятия «инерциальная система отсчёта». Сила. Её характеристика. Зависимость ускорения от силы. Инертность и масса. I, II и III законы Ньютона. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
2 |
Движение тела под действием силы упругости |
Самостоятельное изучение темы по учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика». Конспект § 27. |
Решение качественных задач на определение вида деформаций, испытываемых телами, применение закона Гука для решения задач по графику зависимости F=F (Х). |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
3-4 |
Движение тела под действием силы тяжести. |
Объяснение, практическая работа.(работа в парах). |
Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. |
Решение задач. Л/Р «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». |
5 |
Вес тела, движущегося с ускорением. |
Объяснение. |
Особенности веса тела: его зависимость от ускорения. Невесомость. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
6 |
Движение тела под действием силы Трения. |
Объяснение. |
Силы трения между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Жидкое трение. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. Самостоятельная работа.
|
7 |
Движение под действием нескольких сил. Движение в горизонтальном и вертикальном направлениях. |
Объяснение. Разбор примеров задач. Работа в парах. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
|
|
|
|
|
8 |
Движение под действием нескольких сил. Движение по наклонной плоскости. |
Объяснение. Разбор примеров задач. Работа в парах. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
9 |
Движение под действием нескольких сил. Движение по окружности. |
Объяснение. Разбор примеров задач. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
10 |
Движение под действием нескольких сил. Движение связанных тел. |
Объяснение. Разбор примеров задач. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
11 |
Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости». |
Инструкция к Л/Р по учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика».(работа в парах). |
Определение центростремительного Ускорения шарика при его равномерном движении по окружности: использование законов кинематики (άц =4π2R/Т2) и динамики (άц =gR/h и άц=F/m, где F- сила, которая удерживает шарик на окружности). |
Выполнение лабораторной работы. |
12 |
Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. |
Объяснение. Подготовка сообщений |
Вывод формулы для I космической скорости. II и III космические скорости. Жизнь и деятельность основоположников космонавтики. |
Выступление с сообщениями. Решение задач. |
13 |
Падение тела в газе или жидкости. |
Объяснение. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Решение задач. Самостоятельная рабоиа. |
14 |
Движение на поворотах. |
Объяснение. Разбор примеров задач. |
Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач.
|
15 |
При каких условиях тела движутся поступательно? Центр масс и центр тяжести. |
Понятие о статике как о части механики. Плечо силы. Момент силы. Два условия равновесия твёрдого тела. |
Решение задач на применение условий равновесия твёрдого тела: Σ F=0 и Σ М=0. |
Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
|
|
|
|
|
16 |
Всегда ли верны законы механики Ньютона? |
Обобщающая беседа |
Границы применения законов Ньютона. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
17 |
Контрольная работа. |
|
Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний по кинематике и динамике. |
Самостоятельное решение задач. |
Литература.
1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М., 2007 г.
2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.
3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М.. 2005 г.
7