Здоровье сберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся .
( Н.К. Смирнов)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский .
Принципы здоровье сберегающих технологий:
- Принципы здоровье сберегающих технологий:
- Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;
- Создание здоровье сберегающего пространства аудитории ;
- Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
- Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
- Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
- Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Урок — главная форма образования в техникуме.
— Как сделать 45 минут образовательной жизни насыщенными и интересными?
— Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?
— Как «научить ученика учиться»?
“ Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение).
- “ Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение).
Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан я и не хмурлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках !
Урок осуществляется в условиях комфортности:
А) С анитарно-гигиенических :
Свежий воздух, проветренная аудитория, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.
Использование мультимедийных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Условия комфортности:
Б) Психологических:
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здоровье сберегающие компоненты на уроке:
Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60 % , но не более-80 %
Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы
Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)
Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.
Три варианта оценивания:
1. Ученик (самооценка)
2. Ученик-ученик (взаимооценка)
3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)
Здоровье сберегающие компоненты на уроке:
— Утренняя гимнастика
— Динамические паузы
— Чередование поз во время урока
— Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
— Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности
— Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
— Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
— Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
Виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика .
Темп и особенности окончания урока
- Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами.
- Недопустима задержка в аудитории после звонка на перемену;
Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:
- состояние и вид студентов, выходящих с урока;
- состояние преподавателя.
Результат :
- Снижение утомляемости
- Повышение продуктивности и работоспособности
- Меняется отношения к предмету.
- Преподаватель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!