Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.
ЦЕЛИ УРОКА:
Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.
Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.
Познакомить с церковными нововведениями.
Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.
ПЛАН
Патриарх Филарет.
Реформа патриарха Никона.
Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666—1667 годов
Протопоп Аввакум
Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)
Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.
Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)
Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.
М.Романов
Филарет
Патриарх Филарет ( 1619-1633гг)
Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.
Реформа патриарха Никона
Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иосифе I и Иосифе . Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.
Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)
Реформа патриарха Никона
Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем
Кожеозерского монастыря в
Карагапольском уезде.
В 1646 г. В Москве сблизился
с царем Алексеем Михайловичем.
Реформа патриарха Никона
В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,
«простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»
Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа
Реформа патриарха Никона
В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и той же книге, одна и та же
молитва писалась по-
разному.
Много проблем было с
переводами
богослужебных
текстов:одни переводчики
плохо знали греческий
язык, другие плохо знали
русский.
Существовали различия и
в обрядах.
А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги
Реформа патриарха Никона
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались . Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.
Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году
Реформа патриарха Никона
Осуществление церковной реформы началось в 1653—1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Реформа патриарха Никона
Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали писать Иисус.
Реформа патриарха Никона
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона .
« Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской .Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что
поскольку цари
получают помазание от
архиереев, получая таким
образом от церкви и власть,
то они по своему
достоинству и по своей
духовной силе являются
ниже и слабее епископов.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти — духовную (священство) и светскую (царство) — закончилась поражением.
Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.
Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.
Церковный Собор 1666—1667 годов
В 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном
Церковный Собор 1666—1667 годов
Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее
противников
(старообрядцев).
Участники Собора
постановили передать
лидеров
старообрядцев в руки
светских властей.
Собор 1666—1667
годов углубил раскол
в Русской
православной
церкви.
Протопоп Аввакум
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 — 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.
Протопоп Аввакум
Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.
Протопоп Аввакум
Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.
К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум
В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.
Евгений Шишков. «Житие протопопа Аввакума».
Протопоп Аввакум
П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум
Для старообрядчества были
характерны:
фанатическая преданность
старине; неприятие нового,
иноземного; негативное
отношение к любым светским
знаниям; отказ от общения с
последователями Никона.
Староверы были уверены
в близком конце света,
проповедники учили, что
спастись можно только
«самосожжением»,
«вторым огненным крещением».
Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона .
Протопоп Аввакум
Раскольники отказывались
Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона
Платить государственные налоги, выполнять государственные повинности
Выполнять повинности в пользу официальной церкви
Протопоп Аввакум
Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.
С . Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
Вывод:
Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти это привело к конфликту между церковной и светской властями.
Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Старообрядческая Церковь
Нательные старообрядческие Кресты