Методическая разработка открытого учебного занятия
по разделу «Синтаксис»
Тема: «ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Разработчик: Гарькавая Оксана Юрьевна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ РС(Я) «ЮЯТК»
первой квалификационной категории
Цели учебного занятия:
Образовательные:
1. Углубление знаний студентов о сложном предложении с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.
2. Определение интонационных особенностей бессоюзных сложных предложений.
3. Выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Развивающие:
-
Развитие навыков постановки знаков препинания между частями в БСП.
-
Развитие умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
-
Развитие умения систематизировать полученные знания.
Воспитательные:
-
Формирование коммуникативной составляющей профессиональной деятельности.
-
Повышение мотивации к обучению.
-
Привитие любви к русскому языку как к учебному предмету.
-
Обеспечение общей эмоциональной удовлетворенности студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью.
Вид урока: информационно-развивающий.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Педагогические технологии:
-
предметная интеграция;
-
исследовательская;
-
проблемно-поисковая;
-
коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества.
Формы обучения:
-
по степени сложности: составная; по способу обучения: индивидуально-коллективная и групповая.
Средства обучения:
-
Технические: интерактивная доска, ноутбук.
-
Мультимедийные: компьютерная презентация.
-
Организационно-педагогические средства: бонусные карточки для студентов (выдаются в случае правильных ответов), таблицы-памятки, карточки с заданиями, рейтинговая таблица для оценки результатов работы групп по итогам урока (для преподавателя).
-
Программное обеспечение: MS Power Point.
План урока:
-
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ – 3 мин.
-
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ — 4 мин.
-
РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ — 30 мин.
-
РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ — 4 мин.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ — 4 мин.
-
РЕФЛЕКСИЯ — 4 мин.
ХОД УРОКА
Перед началом занятия настраивается интерактивная доска, включается презентация. Каждому студенту выдается опорный конспект.
-
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы с вами проведём совместный урок по русскому языку. Разбивка учебной группы на микрогруппы. Определение критериев, по которым будет оцениваться работа на уроке (студентам будут заданы вопросы в процессе изучения нового материала, а также в конце занятия – по изученной теме. Те, кто ответил верно, получают бонусные карточки). Количество карточек, заработанных студентами в группах, будет учитываться при подведении итогов работы групп на уроке.
Преподаватель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с легенды времен Великой Отечественной войны, которая дошла до наших дней.
К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.
Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом ходит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.
Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
— В данной легенде, ребята, передана основная мысль о роли языка (русского), которая заключается в умении сплотить людей, поддержать в трудную минуту, в вере в великое предназначение страны, в вере в неразрывную связь языка и народа.
Неважно на каком языке мы свами говорим (на русском, на якутском, на украинском), важно помнить о том, что каждый язык – это целый мир, и Язык это не только предмет для изучения, а это живая душа народа, его радость, память, сокровище, язык объединяет все страны и народы.
Недаром писал великий якутский лингвист, создатель якутской письменности Семён Андреевич Новгородов: «Богатство народа в его языке!».
От всего сердца, ребята, дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд!
-
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Вы уже знаете, какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
Озвучивание темы занятия.
Как вы считаете, какие задачи мы с вами будем решать сегодня на уроке?
1.Углубить знания о сложном предложении с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.
2.Определить интонационные особенности бессоюзных сложных предложений.
3.Умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
2.2. Актуализация знаний.
Назовите основные группы сложных предложений
Ответ: Сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные сложные предложения.
Вспомните определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений, заполнив пробелы в схеме ответа.
Ответ: ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).
СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений)
Объясните устно расстановку знаков препинания в данных предложениях.
Ответ: Части ССП отделяются друг от друга запятой; сочинительные союзы (и, да, но, а, или, либо, тоже, также и др.).
В СПП придаточная часть отделяется от главной запятой.
-
РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
-
Изучение нового материала
Ребята, давайте посмотрим на третье предложение, если ли в данном предложении союзы? (нет). Как называется такое предложение? (БСП)
Давайте сформулируем определение БСП.
Ответ: Бессоюзное сложное предложение состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, связанных по смыслу и интонацией. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия.
Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится каждый из перечисленных знаков препинания. На примере предложений из произведений художественной литературы преподаватель объясняет постановку знаков препинания, и напоминает студентам о вкладе этих писателей в литературу.
-
Итак, рассмотрим предложение великого поэта М.Ю. Лермонтова (За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина)
Между частями БСП ставится ЗАПЯТАЯ, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.
Например: «Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному».
-
Между частями БСП, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены предложения, причастные или деепричастные обороты, уточнения).
Например: «Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван» (Ф.М. Достоевский — изучая свойства русского мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его к мировому литературному пьедесталу!).
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ может быть поставлена также в таком БСП, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.
Например: «На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита» (М.Е. Салтыков-Щедрин -великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. Литературное наследие Салтыкова-Щедрина не утратило своей яркой жизненности).
-
ДВОЕТОЧИЕ между частями БСП ставится:
-
[ ] : [причина]. БСП
(= потому что; так как)
Печален я: со мною друга нет.
-
[ ] : [пояснение]. БСП
(= а именно; то есть)
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
-
[ ] : [дополнение]. БСП
(= что; и увидел, что…; и понял, что…)
Пора понять: ты за себя в ответе.
-
ТИРЕ между частями БСП ставится:
(противопоставление)
1. [ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит.
(= а, но)
2. [ Время, условие ] – [ ]. БСП
(= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
3. [ ] – [вывод, следствие]. БСП
(= так что; поэтому) Раз солгал – на век лгуном стал.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
(быстрая смена событий)
4. [ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.
-
[ ] – [сравнение]. БСП
(= словно; как; будто; точно; что)
По улице идёт – лебёдушка плывёт.
(Работа с таблицей-памяткой). Ответы студентов.
ИНТОНАЦИЯ
Особую роль в правильной постановке знаков препинания играет интонация.
Например, точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом. (Сказать о , : —)
ВЫВОД: А теперь давайте сделаем вывод о постановке знаков препинания в БСП Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
2.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. Устная фронтальная беседа. Студенты делают вывод, опираясь на слайды.
4.РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ.
Самостоятельная работа предусматривает усвоение учащимися новых способов действия.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
ГРУППА №1 (1 предложение — простое перечисление событий; 2 предложение – третья и четвертая части практически не связаны между собой и с первыми двумя частями предложения).
ГРУППА №2 (1 предложение – во второй части причина; 2 предложение – перечисление событий).
ГРУППА №3 (1 предложение – вторая часть распространена; 2 предложение – противопоставление).
Каждой группе выдаются карточки с заданиями. Задача студентов:
• вставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения (отработка пунктуационного навыка);
• вставить пропущенные буквы (совершенствование орфографических умений).
Время выполнения задания – 4 минуты, при этом учитывается скорость выполнения задания. Затем преподаватель с представителями групп проверяет правильность выполненного задания (подсчитывается количество ошибок и правильных ответов, в зависимости от этого выдаётся определённое количество бонусных карточек).
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
1.Подведение итогов учебного занятия
-
Какую тему мы изучили?
-
Что мы пытались с вами выяснить на уроке?
-
Удалось решить поставленные задачи?
-
Достиг ли урок цели?
-
Какие получили результаты?
— Как вы думаете, а нужны ли бессоюзные сложные предложения в нашей речи? Какова их роль? (БОНУСЫ)
Ответ: БСП передают динамичность в описании какой-либо картины, бессоюзные сложные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.
-
Подсчитывается число баллов, заработанных группами; количество «бонусных карточек», которые были получены студентами в группах. Дополнительные баллы добавляются за скорость выполнения задания. Группа, набравшая максимальное количество баллов и карточек, объявляется победителем.
Всем группам вручаются грамоты (за первое, второе и третье места).
6.РЕФЛЕКСИЯ
Заключительные слова-пожелания (Огромное спасибо вам, ребята, за работу на уроке, вы все молодцы, все принимали активное участие на каждом этапе уроке). Чтение стихотворения Якутского народного поэта С. Данилова
Преподаватель предлагает студентам поделиться своими впечатлениями от урока (оценить урок по тем критериям: «восхищены уроком», «урок вызвал положительные эмоции», «удовлетворены уроком»).
Литература:
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
-
Штанов С.Н. Развитие образовательного учреждения СПО:компетентностный подход. // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. – С. 45-47.
10