Музыкальное оформление уроков актёрского мастерства
Музыкальное сопровождение уроков актерского мастерства достаточно специфично и без помощи музыканта, знающего все тонкости этой дисциплины, обойтись невозможно. Концертмейстеру на уроках актёрского мастерства, решая задачу грамотного отбора, умения переосмыслить и приспособить музыку к хореографическим комбинациям, необходимо владеть обширными знаниями в области музыкальной литературы, характерных особенностей музыкального языка того или иного композитора, выразительных средств и воспитательных возможностей музыки. Прочная аналитическая база концертмейстера способствует профессионально глубокому переосмыслению и приспособлению самой разнообразной музыки к требованиям хореографического образовательного процесса.
Объем профессиональных требований, предъявляемых к концертмейстеру при работе в классе, велик и связан, прежде всего, с освоением хореографической концертмейстерской специализации. Между тем совершенно очевидно: будущие артисты балета (безотносительно к возрасту и периоду обучения) весьма чутки к индивидуальным особенностям исполнительской манеры концертмейстера, а говоря шире – к звуко-образному содержанию его интерпретаций самой разной музыки. У концертмейстера на уроках "Мастерство актёра" возникает благодатная возможность помочь педагогу-хореографу расширить музыкальный кругозор будущих артистов балета. С точки зрения коммуникативной психологии, такой естественный контакт, возникающий между детьми и их музыкальным воспитателем, – весьма ценное явление, и его всячески следует развивать.
Дело в том, что яркое исполнение музыкального текста способно увлечь учащихся эмоционально. А ведь именно интенсивные переживания, возникающие при таком естественном эмоциональном подъеме, раскрывают способность самовыражения, артистизм, кроме того, помогают устранить скованность в преодолении особенно трудных моментов при освоении учебно-хореографических движений, а стало быть, участвуют в формировании исполнительской воли танцовщиков. Отклик на образный строй музыки помогает не только осмыслить художественную значимость исполняемого музыкального текста, но и разобраться в его структуре, что весьма важно для понимания музыкального содержания той или иной учебной хореографической комбинации.
Выразительное исполнение концертмейстером музыкальных фрагментов на уроках актерского мастерства способно пробудить желание учащихся не выполнять движения формально, а выражать их художественно – то есть танцевать.
Возникновение творческого диалога на уроках актерского мастерства между концертмейстером и учащимися способствует тому, что уже на подготовительных этапах профессионального образования будущий артист балета задумывается о синтетической природе хореографического искусства. Безусловно, творческий процесс в данном случае опережает понимание научных критериев этимологии музыкально-хореографического синтеза, чего не стоит бояться. Напротив, испытав на практике природную связь музыки и танца, начинающий артист в будущем сможет намного легче познать все сложнейшие «механизмы» взаимопроникновения пластического и музыкального искусств.
Выполняя этюды под музыку, главной задачей у студентов на уроках актерского мастерства является полное слияние действий с характером музыкального произведения. Принимая во внимание то, что объем музыкального материала, ориентированного на использование в хореографии, огромен, не стоит, однако, ограничиваться исключительно им. На уроках, при выполении хореографических этюдов, концертмейстеру следует использовать произведения разных композиторов, стилей и форм. Кроме того, на занятиях можно использовать импровизационный музыкальный материал. Он должен точно соответствовать хореографическому заданию: отражать характер танцевальных элементов, их темпо-ритмические и структурные особенности.
В качестве основы для музыкальной импровизации можно использовать тематический материал из произведений балетной, симфонической, камерной и фортепианной музыки композиторов-классиков.
Таким образом, творческая подготовка уроков актерского мастерства, способность музыканта мгновенно воспроизвести музыкальное построение, по всем параметрам отвечающее определенному, в данный момент предложенному заданию педагога, эмоциональное, танцевальное исполнение студентами является залогом успешной плодотворности уроков.