«Может ли учитель стать кумиром?» (статья)

Статья
«Может ли учитель быть кумиром?»

«Может ли учитель быть кумиром?»

Наша сегодняшняя действительность создает множество проблем и ставит перед многими людьми порою неразрешимые вопросы. Даже перед взрослыми, имеющими, значительный жизненный опыт, определившимися в профессии, благополучной семейной жизни. Что же говорить о подростках, у которых нет не четких жизненных ориентиров, ни твердых нравственных установок, ни ясного понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Поколению пятидесятых-шестидесятых годов было легче. Большинству из нас все было понятно: надо получить образование, состоятся в профессии, быть полезным членом общества, блюсти моральные принципы, быть гражданином и патриотом своей Родины. Примеры паразитического образа жизни всемирно осуждались, антиобщественные проявления клеймились, а положительные примеры трудовой доблести, военных подвигов превозносились и вознаграждались.
Однако усвоить все это детским сознанием было на много проще, если раньше был пример жизни человека, которому ты доверяешь, который тебе интересен. Для меня кумир был и остается учитель физического воспитания Яковлев Александр Захарович. Встреча с ним определила всю мою будущую жизнь: профессию, семтю, интересы. Что же было в нем особенного? Во-первых, высокий профессионализм – строгая дисциплина на уроках, насыщенность их новыми элементами, сведениями из истории и теории спорта, целая система внеурочных мероприятий и соревнований. Во-вторых, увлечённость в профессией – в школе среди ребят он находился с утра до позднего вечера. В третьих, широта натуры, простота в общении, разносторонность интересов и умений, а, наверное, главное – его личная увлеченность споротом.
Очень разными бывают учителя физкультуры. Одни в школе незаметны – обособленны в спортивном зале, даже вход в школу автономных. Других выделяют – шумны, грубоватые, иногда навеселе. Третий – повреждены очков, голов, секунд – спортивная жизнь кипит ключом, кубки, дипломы, грамоты. Однако занимаясь своей работой, они устраняются от других общественных дел. Есть и четвертые, вокруг которых строится вся школьная жизнь. Они совершенствуют спортивные площадки, оборудуют спортивные залы, помогают переносить мебель и чинить испорченные замки, и занимают учащихся во внеурочное время не уходить в сторону от приличных и неформальных бесед помогают своим воспитанникам решать сложные жизненные ситуации, руководятспортивными секциями. Именно такие наверное становятся кумирами своих учеников и легендами для следующий поколений. Таким и был мой учитель. Он воздействовал на окружающих просто самим фактом своего присутствия, в любых кругах был заметен и любим.совершенно закономерно, что я работая затем учителем физического школы №2 где последние годы жизни трудился мой кумир, старательно использовала его опыт, методику, педагогические технологии.
Все это было, А что же сейчас? Есть и=ли в начале неспокойного 21 века учителю физической культуры стать кумиром своих воспитанников? Какие факторы определяют или существенно влияют на взаимоотношении учителя и учеников? Убеждена что в основе лежат все те же незыблемые личностные качества – интеллект, нравственность, трудолюбие.
Проблема в том как помочь подростку признать и разумно сочетать в реальные жизни все это ценности.
Интеллект….. Весьма своевременно направить все усилия на приобретения (любым способом) доступно материальных благ. Многие так и поступают, прилагая к интеллекту трудолюбие, но исключая нравственность. Это пример использования интеллекта на столько малого, что н и не заметен. О такой личности, скорее скажут: «предприимчивый, хитрый», но вряд ли «умный». Если к тому же исключается трудолюбие, но остается получить материальные благо – на лицо грабителя, казнокрада, преступную личность. Но если к интеллекту прибавляется нравственность, обязательно в порядке приложения получается и трудолюбия. И вот тогда интеллект будет работать на полную мощность. Образно и упрощено объяснить данное утверждение студентам можно так:
— человек с «одной извилиной» способен только на проявление инстинкта самосохранения поэтому заботится о себе в ущерб другим, по принципу «Надо выжить любой ценной»;
— человек с «двумя извилинами» находит способ реализации инстинкта самосохранения без ущерба другим, но ничего ни у кого не отменяет;
-человек с « тремя и более извилинами» находит способы самосохранения и обеспечения собственной жизни не только без ущерба другим, но проявляя заботу о других, оказывая помощь. Это и есть простейшая форма проявления нравственности.
Наличие и проявление нравственных качеств — действие осознанное, оно предполагает интеллект. Нравственная основа личности, активно формируется в школьный период жизни, становится своеобразным стержнем для человека. Сегодня сложность педагогического влияния на нравственное воспитание личности усугубляется не определенностью общественного отношения к морально-этическим принципам. Нет у сегодняшнего общества нашей страны общепринятого ответа на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?». Само понятие «добродетель» незаметно уходит из нашей жизни, а ведь это, по определению словарей, «положительно нравственная качество, определяемое волей и поступками человека» (кстати, понятие это отсутствует в современном двухтомное издании «Российский энциклопедический словарь»)
Современная педагогическая теория считает, что нравственная развитие личности проходит три стадии. С начало ребенок исполняет требования из страха наказания, потом соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям, третий уровень нравственного развития, когда человек самостоятельно избегает нравственного поведения. Задача педагога – подвести подростка к тому, чтобы он сознательно выбирал добро.
В настоящие время это трудный выбор. Во-первых, потому что, с точки зрения обывателя, это не рационально: добрый – это почти дурак. Во-вторых, подавлением существующей пропаганды и под прессингом приоритета экономического смысла перед всеми другими, в том числе здравым, трудно шагнуть в сторону возможного материального ущерба. В-третьих, ярко выраженная тенденция общественного развития (принцип»слабого звена») втягивает в эгоцентризм. А для подростка важна реакция сверстников на его действия, Вот почему очень важно, кто рядом с подростком в момент выбора или действия. Хорошо бы, если это коллектив сверстников, объединенный вокруг учителя физической культуры в туристский клуб или спортивную секцию.
Увы, немного мы имеет примеров людей нравственных и состоятельных (богатых) в результате в собственной трудовой деятельности, да еще помноженной на интеллект, да еще помогающих слабым и не умеющим решать свои социальные проблемы. Конечно, это не значит, что таких людей нет, просто они не герои настоящего времен.
Гораздо чаще «на глазах» и «на слуху» фигуры наших магнатов, олигархов, чиновником, думских депутатов, говорливых, преуспевающих, известных (правда, уже давно потерявших лицо людей нравственных). Для рада подростков они, если и не кумиры, то примеры для ориентации. Абсолютным большинством подростков отвергает человек – неудачник, даже если он нравственно чист. Истина же всегда по середине.
И сегодня в том середине вполне может быть человек среднего достатка, духовно богатый, физически здоровый, признающий здоровый образ жизни, реализующий свои интересы и увлечения, например путешествиями.
Значит, у учителя физической культуры всегда есть возможность занят это место.
Другая сторона проблемы – это готовность самих обучающихся принять личность учителя как возможного кумира. У большинства младших школьников такая готовность есть, но постепенно к 6-7 классам она утрачивается. Иногда существенно влияет на это и негативно отношение родителей к учителям и школе вообще (бывает, что и не без оснований, часто не по вине школы).
Учитель физической культуры сегодня имеет широкие возможности реабилитировать школу.
Труд в общеобразовательной школе очень не легкий. Работать надо со всеми, в том числе и с теми, кто убежден, что это совсем не нужно ( причины самые разные – от низеого собственного интеллекта, социальных проблем в семье до полного пресыщения благами). Оплата труда учителей только в последнее время стало более или мене достойной, поэтому многим приходится работать в нескольких местах, не отдавая себя одной школе.
Все-таки большинство из нас выбрали профессию сознательно. Это своеобразный брак по любви, зная, что брак по расчеты выгоднее и зачастую надежнее. Поэтому мы несем свои вериги с достоинством разорившихся дворян прошлых веков и тем горды. А поэтому продолжаем работать.
Для большей эффективности с начала разберемся с «материалом» . Школьный учитель может разделить учащихся на условные группы, например:
— дети без поведенческих отклонений, проявляющие интерес к обучению, имеющие родительское внимание (так называем «домашние» дети);
-дети без поведенческих рамок, ограниченных достойным воспитанием (как правило не имеющие достаточного родительского надзора, из семей с социальными проблемами, можно сказать, это «уличные» дети)/
Наименее перспективна для успешного педагогического воздействия – третья группа. Здесь доминируют не педагогические, а социальные проблемы. Эти дети, как правило, «отсиживают» школу, и учитель в силах только нейтрализовать негативные личности начала. Наиболее перспективна и интересна для работы первая группа. Ее надо всеми мерами увеличивают, «черпая» резервы из второй группы. Из такого «материала» получаются оригинальные произведения педагогического искусства, причем отмечаются повышенные способности и интересы учащихся данной группы к физической культуре и спорту. Учитель физической культуры имеет редкую (или исключительную) для других педагогов возможность работать с учениками всех классов, начиная с начальных. В педагогической науке известно утверждение, что ребенок приходит в школу не столько за знаниями, как считают родители, сколько за общениями со сверстниками ( и с интересами для него учителями).
Какие же учителя интересы детям? Безусловно, те, для которых общение с детьми не только профессиональное самореализация и обязанность, но и образ жизни. Граница между делом работой делом и собственном увлечением очень тонка и не определенна, особенно в туристских занятиях с учащимся. Как можно назвать беседу с детьми у ночного костра? Отдых? Воспитательный процесс? Ночная вахта? А что такое вечерняя или воскресная встреча с друзьями, единомышленниками, родителями ребят? Обсуждение планов на летние путешествия? Отдых? Развлечения? Работа?
Представим желаемый портрет физической культуры, так сказать, обобщенный образ ( на основе личных наблюдений и высказываний учащихся). Мужчина (ни в коей мере не принижая профессиональных достоинств коллег – женщин) в возрасте до 40 лет, высокого роста, крепкого телосложения, без вредных привычек, внешне привлекательный, обаятельный в общении, уравновешенного характера, имеющий хорошее организаторское и педагогическое образование, умеющий много делать своими руками, управляющий автомобилем, яхтой, куттером и самолетом, способнее оказать медицинскую и психологическую помощь, увлеченный путешествиями, играющий на гитаре и поющий, знающий и читающий наизусть классическую прозу и поэзию, читающий и декламирующий стихи, добрый и внимательный, трудолюбивый и честный….. Такого, «обязательно нашего», готовы любить и боготворить. Но «любим и боготворим» — это очень отдельная перспектива. Сначала необходимо установить контакт с детьми. Это не просто: с одними он будет взаимоинтересным, с другими – формальным, с третьими – трудным. Стимулируют этот контакт внеклассные мероприятия. Вне конкуренции – туристские прогулки, «Дни здоровья» для отдельных параллелей или, например, для учащихся начальной школы, или «Веселые старты» в ближайшей зоне отдыха или экологические экскурсии, «Трудовые десанты» по уборке территорий парка, уроки ориентированию на местности. Это могут быть уроки географии, биологии, истории, но при обязательном организационном участии учителей физической культуры. Это первый шаг на пути к учителю – кумиру учащихся. Полезна, безусловно, внеклассная работа (в рамках спортивных секций, туристского клуба), предполагающая выездные мероприятия в каникулярное время – спортивные, оздоровительные, туристские лагеря, слеты, путешествия. Такая работа осуществляется в контакте и при поддержке детско – юношеских общественных организации и клубов района, округ, города, даже муниципальных органов власти. Организация выездных мероприятий с учащимися требует специальных знаний и немало опыта, но их можно получить, общаясь с опытными педагогами или на специальных курсах.

И все – таки самым важным условием есть и будет открытость педагогов для контактов с детьми. Общение не только в учебное, но и внеурочное время дает организованный досуг учащимся и открывает учителя как обычного живого человека с реальными заботами и проблемами, с конкретными взглядами и жизненными установками, а иногда просто как соседа по дому или подъезду. Это создает комплексное восприятие личности учителя. И, при многих условиях, формирует желание подражать его манерам говорить, двигаться, организовывать досуг, а для кого-то содействовать определению будущей профессии.

Еще одно важное обстоятельство. Может ли соответствовать личность учителя со всеми его житейскими проявлениями и привычками теоретическому и педагогическому эталону (образу почти святого человека)? Люди, не курящие, абсолютно не употребляющие ничего спиртного, не использующие не нормативною лексику, в нашем обществе не составляют большинства. Лавины воздействия средств массовой информации на наше сознание тоже не укрепляют позитивное воспитательные позиции. Бытовой опыт чаще всего негативный. Отметем общеизвестные факты: любые личные «неполезные» привычки учителя, равно как и их отсутствие, влияние на учащихся. Неужели мы обречены?

Давайте рассмотрим компромисс. Учитель, как взрослый человек, может иметь некоторые вредные привычки, но не имеет право их демонстрировать перед учащимися и тем более возводить дозволенное. Думаю, не должно иметь места и половинчатое решение этих ситуаций для учащихся старшеклассников – «кури, но не в школе».

Совершенно бесспорно должны всячески предлагаться для подражания позитивные привычки учителя. Например, утренние пробежки. За учителем, совершающим утренние пробежки по школьному стадиону (подтверждено практикой), в скорее выстраивается компания его учеников из близлежащих домов. Учитель ведущий здоровый образ жизни – более чем убедительный пример для воспитанников. Хорошая физическая форма и стройная фигура учителя физической культуры – лучшее средство пропаганды физкультуры и спорта. Конечно, нельзя сохранить вечную молодость, но мы обречены следить за осанкой, демонстрировать нравственное здоровье, проявлять интерес к активным формам отдыха. Своеобразное продолжение молодости – это контакт с бывшими воспитанниками, особенно, если в них есть прямые приемники или верные соратники. Все мы надеемся, что наступит время, когда эталоном молодого поколения будет не «самые умные», бегущий за бутылками клинского пива с экрана телевизора, а уравновешенные, образованные, красивые, как боги с Олимпа, юноши и девушки, готовые трудиться в жизни и получать от труда радость. Нелегко им, молодым, достичь сейчас таких высот, но что бы это пришло, учитель физической культуры должен стать для многих кумиром, должен помочь своим воспитанникам. Не для этого ли мы выбрали осознанно и с любовью эту профессию.

Легко учиться!