Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя — логопеда

Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики

в работе учителя — логопеда

Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап к постановке звуков речи родного языка.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи, которые решаются с помощью артикуляционной гимнастики:

— Развитие подвижности артикуляторного аппарата.

— Обучение ребенка умению произвольно владеть языком как инструментом речи.

— Формирование артикуляторного уклада конкретных звуков.

Очень много коррекционных задач можно решить параллельно с помощью артикуляционной гимнастики!

Дополнительные задачи:

— Создать эмоциональный положительный контакт с ребенком

— Провести диагностику общего и речевого развития

— Обогатить словарь

— Формировать грамматические категории

— Развивать фонематические процессы

— Совершенствовать координацию органов речи: артикуляторной, дыхательной, голосовой систем

— Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию

— Развивать просодическую сторону речи

— Формировать пространственные ориентировки

-Развивать психические процессы

При знакомстве с первыми артикуляционными упражнениями очень ненавязчиво проходит диагностика по разным разделам развития ребенка. При выполнении заданий и на совместном обсуждении рисунков виден уровень понимания обращенной речи, объем и точность словаря. Я могу оценить параметры развития артикуляторной моторики (объём, точность, длительность удержания позы, переключение и т. д.)

В заданиях типа: повтори за мной или со мной звуки и слова, нарисуй такую же линию, обведи мой рисунок проявляются подражательные возможности ребенка.

Для выяснения навыков фонематического анализа я даю варианты заданий в соответствии с уровнем развития конкретного ребенка, например:

-Я пишу букву точками, ребенок повторяет букву и обводит по одной букве или обводит все буквы в слове

-Я голосом выделяю звуки в слове, ребенок их называет и обводит по нарисованным точкам буквы.

-Ребенок сам называет буквы и срисовывает или записывает буквы сам.

Здесь видно, может ли ребенок выделять звуки, превращать их в буквы и запоминать их последовательность, знание букв и цифр, их оптического образа.

Умение считать, знание геометрических форм, величин дают представления об умении ориентироваться в элементарных математических понятиях.

Умение держать карандаш, умение рисовать самостоятельно, обводить линии по заданным точкам, глазомер, точность линии, сила нажима на карандаш показывают уровень развития графо — моторных навыков и зрительно-моторной координации. Употребление в комментированном рисовании 2-3 сложных слов со стечением согласных, слов подобранных на все проверяемые группы звуков(забор, замок, палочка, зубчик, корпус, дужка, ключик, стена, пол, потолок, окно, дверь и другие) позволяет оценить сформированность слоговой структуры слова и проблемы звукопроизношения. Ярко проявляются психические процессы : анализ, сравнение, запоминание, слуховое и зрительное внимание.

Начинаю работу над артикуляторной гимнастикой с установления положительного эмоционального контакта с ребенком. В этом мне помогают самые простые упражнения «Забор», «Замок», «Дом». В переводе это «Покажи зубы», «Вытяни губки», «Открой и закрой рот». Предлагаю ребенку выполнить по показу эти упражнения без объяснения. Спрашиваю: «Трудно ли было?» Вместе делаем вывод, что упражнения — это легко и они у всех сразу получаются, т.е. создаю мотив успешности и необходимости сотрудничества. Ребенок перестает бояться неизвестности. Потом предлагаю нарисовать картинки к этим упражнениям вместе(очень простые и схематичные). Пишу цифры – нумерацию упражнений, ребенок называет, показывая знание или незнание цифр и умение считать. Потом подписываем вместе название упражнения, ребенок помогает- выделяет звуки самостоятельно или с помощью и записывает в соответствии со своими возможностями: или обводит написанное мной или пишет по образцу или пишет самостоятельно. Сравниваем написанные слова: которое длиннее.

Подвожу к выводу: слова одинаковые, потому что в них одинаковое количество букв. т.е сразу ввожу терминологию русского языка. Затем я схематично рисую сам предмет с комментированием, называя его части, а ребенок повторяет эти слова вместе со мной. После этого ребенок выбирает цветные карандаши, чтобы раскрасить картинку, показывая знания и предпочтения цветов. Хотя чаще раскрашивает эту готовую «раскраску» ребенок вместе с родителями. А я приписываю рядом с картинкой советы родителям для домашних тренировок и значки-оценки выполнения качества упражнения. Так буквально за 3 простейших упражнения прошла диагностика.

При рисовании картинок к упражнениям активно обогащаю словарь называнием частей предметов из разных лексических тем, поскольку использую при этом комментированную речь. Иногда можно автоматизировать уже поставленные ранее звуки, ведь упражнения в нашей книге появляются постепенно в течение 1-6 месяцев, по мере усвоения детьми и необходимостью их обновить. Упражнение «Жук» ввожу чаще уже после постановки звуков Л и Ш.

Поэтому возможно совместное проговаривание- автоматизация слов со звуком Л: туловище, глаз, крыло, лапа( а лап 6) – 9 раз повторили звук Л в словах в разной позиции.

В артикуляционную гимнастику ввожу ознакомление детей с отдельными буквами, если ребенок освоил артикуляционный уклад соответствующий этому звуку. Буквы здесь служат новым символом новому (правильному) звуку. Т. е. это практически игровая постановка изолированного звука. Например, упражнение «Змея». Ребенок по точкам пишет букву Ш- это он записывает разговор змеи. Или упражнение «Кран»,где по точкам ребенок рисует струйку воды из капелек-букв- С, при этом «прочитывает» каждую капельку и целую струйку. На одной странице продолжаю серию однотипных упражнений и ввожу автоматизацию звука в слогах, дорисовывая усложненные картинки.

Например, серия упражнений «Пароходы», где рисую кораблики разной величины и с разными песенками-голосами: один гудит аллл, другой элл, третий оллл.

Работа над артикуляционной гимнастикой — хорошая возможность привлечь к сотрудничеству родителей. Рисунки позволяют дать представление родителям о дозировке, последовательности упражнений, постепенном их усложнении. Например, с упражнением «Качели» работаю так: сначала делаю рисунок предмета для ребенка. Рядом стрелками, нарисованными с ним вместе, указываю направление вниз и вверх, тренируя ориентировку в пространстве и одновременно фиксирую дозировку выполнения. В дальнейшем добавляю звуковое сопровождение внизу — буква А, вверху буква Л — идет автоматизация слога АЛ. Потом пишу указания для родителей: о пассивном или активном движении, о месте выполнения (на губах или за зубами), о необходимой механической помощи взрослого или самого ребенка.. Рисунки хороши и для контроля работы родителей дома. Раскрашен ли рисунок? Возникают ли вопросы у родителей по выполнению? Для родителей рисую значки — пометки о качестве выполнения ребенком упражнения: получается хорошо или частично или не получается совсем. Оценки и указания меняются по мере усвоения упражнений.

Памятка для родителей, в тетради перед началом работы с рисунками:

— Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно и длится 10-15

минут

— Каждое движение выполняется перед зеркалом неторопливо, четко.

— Чаще сравнивайте образец взрослого с рабочим вариантом ребенка.

— Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и

руку ребенка, имитируя движения языка.

Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой — эффектное преподнесение трудностей нашей кропотливой логопедической работы. Всегда преподношу индивидуальное объяснение целесообразности каждого упражнения с показом, предлагаю выполнять упражнения вместе с ребенком в полном объёме, чтобы родитель почувствовал как болят органы артикуляции при передозировке, как трудно самим выполнить упражнение качественно. Кстати у родителей часто есть сомнение: «А если мы будем выполнять упражнения неправильно, то не принесем ли больше вреда, чем пользы?» Я отвечаю: «Если ребенок в любом виде будет пробовать двигать языком, то уровень овладения им произвольными движениями однозначно повышается, кинетико — кинестетические ощущения у ребенка формируются в любом случае. А вот если не пробовать трудиться, то результата не будет никакого. И, вообще, советую упражнения делать на завтрак, обед и ужин. Под контролем взрослого и без него. Наша книжка удобна для самостоятельной работы детей, что нравится родителям.

Когда упражнения усвоены, то можно просто отправить ребенка к зеркалу с книжкой и он самостоятельно справится с ежедневной зарядкой по картинкам.

Дети любят все новое, интересное, игровое. Поэтому я использую – разные виды наглядности для поддержания интереса к довольно нудным в плане однообразия артикуляторным упражнениям. Дети любят играть с мягкими игрушками-перчатками по типу би-ба-бо с раскрывающимся ртом, где можно рукой– «языком» показывать движения языка во рту. Много у меня сюжетных игрушек, подобранные к упражнениям и часто один предмет в нескольких разных видах (змеи, лошади, часы…) Ребятам нравится способ появления нового героя занятия из огромной коробки, оформленной в виде «Книги сказок». С помощью механических игрушек (стучащий дятел, скачущая лошадка, прыгающая обезьянка) удобно дозировать повторение: пока игрушка выполняет действие и ребенок делает упражнение. Конечно же, не обойтись без традиционных картинок, маленьких и больших, с помощью которых ребенок может сам выбирать желаемое упражнение или строить их последовательность. Одно и то же задание преподношу с разным наглядным и речевым материалом. Например, для упражнения «Индюк» у меня есть рисунок, картинка, картина «На птичьем дворе», иллюстрация веселой азбуки, игрушка, загадка, стишок, компьютерные анимации и фрагменты мультфильмов и все это с изображением индюка. Полуобъёмные картинки для ковролина позволяют ребенку иллюстрировать сказки-путешествия Веселого Язычка, рассказанные взрослым или придуманные самостоятельно.

Формы преподнесения упражнения могут быть очень разнообразны.

Дети могут выполнять упражнения:

— индивидуально

— группами

— перед зеркалом

— глядя друг на друга

— по названию

— по игрушке, по картинке, по серии картин

— по показу взрослого или ребенка

— самостоятельно

— в сочетании со стихами и рифмовками.

— Комбинировать разные упражнения. Соединять артикуляторные упражнения и упражнения на развитие мелкой моторики, общей моторики, глазодвигательных мышц.

Результаты:

Ребенок и родители понимают целесообразность артикуляционной гимнастики.

Интересное и разнообразное преподнесение материала способствует учить в игре, без принуждения на благоприятном положительном эмоциональном фоне.

Процесс развития артикуляторной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче. Материал по тренировке артикуляционного аппарата преподносится в комплексе с решением других задач речевого и общего развития, способствует воспитанию активного, самостоятельного, любознательного, творческого ребенка.

Легко учиться!