Мини-проекты на уроках технологии
Маловичко Галина Викторовна
учитель технологии
МБОУ СОШ №41
г. Ставрополь
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.
Имеющийся опыт проектного обучения школьников на уроках технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год как итоговую работу, потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов.
В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний. При этом продукт проектной деятельности выполнен полностью, проектная документация отражает, в первую очередь, ход работы мысли учащихся и логику их деятельности (те моменты их деятельности, которые они выносят на защиту).
Преимущества мини-проектов:
— обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
— учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
— выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
— жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;
Недостатки мини-проектов:
— проект требует от учителя развернутой подготовки: необходимо продумать структуру проекта, сценарий его выполнения, предполагаемые результаты.
— большая загруженность учащихся во внеурочное время (для уменьшения нагрузки, выполняются индивидуальные и групповые мини-проекты).
Примеры мини-проектов для 5 класса:
Раздел программы
Название проекта
Кулинария
Компоненты проектирования
«Воскресный завтрак» включает в себя 4 мини-проекта:
Конечный результат
«Блюда из яиц»
Постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности овощей), схема технологии приготовления. Приготовление блюда. Самооценка устно при защите проекта.
Примечание
«Овощной салат»
Кулинарный конкурс
«Воскресный бутерброд»
Групповой проект.
«Горячие напитки»
Дизайн-папка разрабатывается одна на группу, кулинарное блюдо тоже одно.
Виды бутербродов
Проект «Воскресный завтрак» варианты для приготовления
Фаршированнные яйца
Бутерброд с сыром и колбасой
Горячий бутерброд
Бутерброд с сыром и овощами
Овощной салат технология приготовления
Овощной салат технология приготовления
Овощи для салата
Нарезка овоще й
Овощной салат технология приготовления
Подсолнечное масло
Майонез
Сметана
Овощной салат технология приготовления
Важно знать!
Важно знать!
Влияние экологии на качество фруктов и овощей
Как удалить лишние нитраты
Овощные котлеты
Овощные котлеты
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Благодарю за внимание!