Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи:
-
приобщение к истории страны;
-
воспитание эстетического вкуса;
-
знакомство с техникой «граттаж» в изобразительном искусстве;
-
воспитание духа коллективизма.
-
Создание творческой атмосферы.
-
Развитие фантазии, воображения.
-
Воспитание аккуратности в выполнении работы.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Раздаточный материал: картонные для работ, стеки, зубочистки, гуашь, свеча, шпажки, салфетки.
Наглядные пособия: презентация «Граттаж», « Космос» , ; работы, музыкальные произведения.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Используемые методы и технологии: беседа, коллективная творческая работа.
Техническое оснащение: компьютер с колонками, проектор.
Объект труда: заранее заготовленные листы, покрытые воском и черной краской; деревянная палочка, ручка или спица; тряпочка.
Ожидаемый результат: коллективное панно.
План урока:
-
Приветствие;
-
Слушаем документальную запись сообщения о первом полете человека в космос;
-
Угадываем тему занятия, беседа;
-
Смотрим презентацию с картинами художников-космистов;
-
Знакомимся с техникой «граттаж»;
-
Выполняем задание;
-
Собираем все работы в одно коллективное панно;
-
Подводим итоги.
Ход урока
– Здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет интересное занятие, на котором мы сделаем красивую коллективную работу. А вот на какую тему будет эта работа, мы сейчас узнаем.
Внимательно послушайте запись, что вы услышали из нее.
Cлушаем сообщение ТАСС о первом полете человека в космос (Приложение 1).
– Когда был первый полет в космос? 12 апреля 1961 года
— Кто был первым космонавтом? Юрий Алексеевич Гагарин.
– Сейчас мы с вами прослушали документальную запись. Это наша с вами история, история нашей страны. 12 апреля 1961 года первый в мире человек поднялся в космос. И теперь в этот день отмечают праздник – День космонавтики.
– А что вы еще знаете про космос? (Беседа)
– Итак, тема сегодняшнего занятия: «Мы рисуем».
Смотрим презентацию «Космос – глазами художников» с комментарием учителя (Презентация 1, Приложение 2).
– Сегодня мы с вами будем художниками-космистами и нарисуем космос.
— А в какой технике мы будем рисовать , вы услышите в данном стихотворении.
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес
У школьников любого класса,
Ведь каждый хочет в мир чудес
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник — царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Итак, граттаж.
Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать — покажу.
– А рисовать мы будем в необычной, очень интересной технике «граттаж» это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Посмотрите, какая работа может у вас получиться (показываю свою работу).
– Перед тем, как приступить к работе, мы с вами отправимся в космическое путешествие, где вы уведете цвета, которые сможете использовать. Приложение 3.
Например, ЗВЕЗДА.
.
– Что еще можно нарисовать? (Планеты, млечный путь, космический корабль, летающую тарелку…)
– Молодцы!
Я вам раздам вот такие листы. Какого цвета вы можете рисовать?(выполнение) Приложение 4
– покроем воском воском, а затем черной краской – это будет наш космос. И вы, палочкой процарапывая черный слой, будете рисовать на нем все, что захотите
Приложение 5
– Когда вы будете рисовать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.
– Ну что начнем. Приложение 6
– Все закончили? А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Помните, в начале урока я вам сказала, что мы сделаем одну коллективную работу. Давайте соберем все наши работы в одну большую. Несите их сюда. Мы их приклеим на вот этот лист, где в центре у нас портрет первого космонавта (Как его зовут? …….), собираем работы на одном листе.
– Смотрите, как красиво получилось!
– Давайте подведем итог нашего занятия. У меня есть вот такие блестящие звездочки-наклейки. Сейчас каждый приклеит свою звездочку вот здесь на небо и при этом скажет, что нового он узнал, чему научился, что запомнилось, что было интересно.
(И сама обязательно клею последнюю звездочку)
– И в заключение нашего занятия я предлагаю вам еще раз посмотреть на экран, чтобы увидеть нашу планету Земля такую, какой она видна из космоса в разное время суток. Посмотрите, какая она прекрасная и очень хрупкая. Как она нуждается в заботе и бережном отношении. (Смотрим презентацию «Наша планета Земля») (Презентация 2, Приложение 7).