Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам. директора по УВР Приказ № ____________
протокол № __________ «___» ___________20014г от « ___» ___________2014г.
от «___» _________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ В 1 КЛАССАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Возраст обучающихся 7-8 лет
Срок реализации программы 1 год
Количество детей 7
Направление программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
(по материалам А.В. Ястребовой )
Учитель-логопед, реализующий программу:
Сургут 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей необходимо сформировать:
-
Полноценные фонематические процессы;
-
Представление о звуко-буквенном составе слов;
-
Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-
Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).
-
Воспитание умения речевого высказывания;
-
Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;
-
Сбережение общего и психического здоровья детей;
-
Развитие сенсорных и моторных функций;
-
Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
-
Развитие мимической мускулатуры;
-
Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;
-
Формирование черт гармонической, социализированной личности.
Программа предусматривает следующие блоки:
-
Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом).
-
Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»).
-
Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа.
-
Блок дифференциации согласных звуков и букв.
-
Блок работы над предложением.
-
Блок итоговых занятий.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1 классов общеобразовательных школ.
Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
-
различных методов активного обучения;
-
анализ конкретных понятий и ситуаций;
-
тренировка и другие виды заданий;
-
творческая работа детей.
Условия проведения: занятия проводятся в логопедическом кабинете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивость внимания;
— наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
— способность к запоминанию;
— способность к переключению;
— навыки и приёмы самоконтроля;
— познавательная активность.
2. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности;
— принятие учебной задачи;
— активное осмысление материала;
— выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
— контроль за ходом своей деятельности;
— работа в определённом темпе;
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
— умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
— ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— соблюдение речевого этикета;
— составление устных связных высказываний с элементами творчества.
Методика организации логопедических занятий.
Коррекционное обучение на первом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.
В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:
— 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;
— 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;
— 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.
Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.
На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.
Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:
— развитию фонематических процессов;
— формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;
— закреплению звуко-буквенных связей;
— автоматизации поставленных звуков;
— формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
ИТОГ ПРОГРАММЫ
К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:
— сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
— восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
— уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
— поставлены и отдифференцированы все звуки;
— уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
— введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
Планирование логопедических занятий для 1 класса.
№ занятия |
Тема |
Грамматические понятия, используемые на занятиях |
Дата проведения |
Дата по факту |
1,2,3
4, 5
6,7, 8,9
10, 11
12,13
14,15
16,17
18,19
20,21
22,23
23,24
25, 26
27, 28
29,30 31
32,33
34, 35,36
37,38
39,40
41,42
43, 44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56 57,58 59,60
61,62
63
|
Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.
Речь.
Звуки речевые и неречевые
Предложение.
Предложение, слово.
Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»
Дифференциация понятий «Предложение – слово»
Деление слов на слоги (тренинг).
Слогообразующая роль гласных. Ударение.
Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).
Выделение согласных из удобных позиций.
Сравнение гласных и согласных.
Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие.
Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.
Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.
Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков.
Согласные звуки и изученные буквы.
Звуки [П], [П`]. Буква П.
звуки [Б], [Б`]. Буква Б.
Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`].
Тренировочные упражнения.
Звуки [Т], [Т`]. Буква Т.
Звуки [Д], [Д`]. Буква Д.
Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения.
Звуки [К], [К`]. Буква К.
Звуки [Г], [Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения.
Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З.
Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`].
Итоговое занятие. |
Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. |
15.09.14 16.09.14 22.09.14
23.09.14 29.09.14
30.09.14 6.10.14 7.10.14 13.10.14
14.10.14 20.10.14
21.10.14 27.10.14
28.10.14 10.11.14 11.11.14 17.11.14 18.11.14 24.11.14 25.11.14 1.12.14 2.12.14 8.12.14 9.12.14 15.12.14 16.12.14 22.12.14 23.12.14 29.12.14 30.12.14 12.01.15 13.01.15 19.01.15 20.01.15 26.01.15 27.01.15 2.02.15 3.02.15 9.02.15 10.02.15 16.02.15 17.02.15 24.02.15 2.03.15 3.03.15 10.03.15 16.03.15 17.03.15 23.03.15 24.03.15 30.03.15 31.03.15 6.04.15 7.04.15 13.04.15 14.04.15 20.04.15 21.04.15 27.04.15 28.04.15 5.05.15 12.05.15
|
|
Итого 63 занятия |
|
|
|
|
Программа составлена по материалам Ястребовой А.В.