Конспект занятия по логопедии » Роль гласных в образовании слова»

Тема. Слогообразующая роль гласных.

Цель. Учить различать гласные и согласные звуки. Закрепить образование слогов с помощью гласных.

Задачи: Формирование навыка правильного образования слогов с помощью гласных и называние количества слогов в слове.

Коррекция и развитие устной и письменной речи, мышления на основе сравнения, анализа и синтеза, фонематического, зрительного восприятия, лексико — грамматической стороны речи, дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Оборудование: раздаточный дидактический материал, таблицы. Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Ход занятия:

Психологический настрой.

Орг. момент. (Время года, месяц, число, день недели) Артикуляционная гимнастика.

«В гостях у бабушки с дедушкой» или «Зоопарк»

Включение речевого внимания.

Игра «Молчанка», «Скажи, что слышишь»

Закройте глаза. 1, 2, 3, 4, 5-начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки . Что вы услышали? (ответы детей)

Где-то собаки рычали:-Р-р-р!

В стойле коровы мычали:-Мммуу!

В комнате мухи жужжали:-Жжж!

Мимо машины бежали: -Тррр!

Гудели от ветра все провода:-Зззнь!

Капала в кухне из крана вода: -Динь!

Перекликались в ночи поезда:-Уууу! Уууу!

Листья на ветру шумели:-Тсс!

Змеи в лесу шипел:-Шшш!

А комары все пели:-Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью скачет

Успокоится не хочет:-Пам! пам!

Куклы кашляют в постели-

Днем мороженое ели! -Кхх! Кхх!

Сообщение темы.

Повторение по теме: «Гласные и согласные звуки». Закрепим знания о том, как образуются слоги. Вы уже знаете, что гласные и согласные звуки дружат между собой. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог-это союз гласных и согласных. Когда слоги собираются вместе, то получаются слова.

Работа по теме.

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни, Маша!)

К нам явилась на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Составить слова из слогов.

Чем торгует продавец?

(разрезные слова)

Физкультминутка.

«Дни недели»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл ,

В пятницу я прыгал, бегал.

Очень долго танцевал .

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

(Садятся на свои места)

Название слов и деление их на слоги ( устно ): понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пальчиковая гимнастика.

Есть у любого два кулачка…

Работа по карточкам.

Итог занятия.

Оценка работы детей.

МА

ША

ТЫК

ВА

СО

ВА

КОН

ФЕ

ТА

МО

ЛО

КО

СЛИ

ВА

КЕ

ФИР

ПРЯ

НИК

ЗЕ

ФИР

МАС

ЛО

СЫР

СОК

Легко учиться!