Конспект урока на тему «Физика-наука о природе» (7класс)

Раздел долгосрочного плана: 7.1A Физические величины и измерения

Школа: Серебряково

Дата:09.2016

ФИО учителя: Кисметова А.Л.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Физика- наука о природе. Научные методы изучения природы.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.1.1.1Приводить примеры физических явлений, физических величин и их единиц измерения

7.1.2.5Знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики;

Цели урока

Все учащиеся: должны знать понятия физическая величина, физическое явление, единица измерения; основные научные методы изучения природы;

Большинство учащихся: должны различать физические величины, физические явление, единица измерения; основные научные методы изучения природы;

Некоторые учащиеся: должны знать применение научных методов

— познакомить с техникой безопасности на уроках физики.

Критерии оценивания

Знание и понимание:

  • различает понятия: явление, вещество, тело, физические величины, единицы измерения;

  • устанавливает соответствие физической величины и ее единиц измерения;

  • знает основные методы изучения природы.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: физическое явление, физическая величина, физические тела, вещество, единицы измерения.

Серия полезных фраз для диалога/письма

К физическим явлениям относятся …

Физические тела характеризуются …

Для того чтобы записать / ввести данные/ информацию/ результаты, мы…

Как видно из этой таблицы…

Подводя итоги …

Привитие ценностей

Целеустремлённость, ответственность, уважение к труду, уважение к сообществу, воспитание к желанию обучаться на протяжении всей жизни.

Привитие ценностей осуществляется через… работу в парах, работу с приборами, изучение нового материала.

Межпредметные связи

При описании заката, восхода, молнии, нагревании и охлаждении воды и пр. ученики опираются на знания, полученные на уроках естествознания, географии и жизненного опыта.

Предварительные знания

Ученики умеют пользоваться линейкой для измерения длины, знают различие между телом и веществом, знают понятие «Агрегатное состояние вещества»

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1-2 мин

10-13 мин

  1. Орг. Момент

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» . Скажите, какую науку вы начинаете изучать? ( физику)

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь на уроке:

1. Учебник «Физика-7»

2. Рабочая тетрадь – 48 листов

3. В.И. Кем «Сборник задач по физике — 7 »

У: «Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией по технике безопасности и правилами поведения в кабинете физики, с которой я вас познакомлю.

  1. Активизация внимания, подготовка к восприятию нового материала.

Знакомство с правилами поведения в кабинете физики.

Цель:Инструктаж по технике безопасности в кабинете (вводный) физики. Знакомство с правилами поведения и работы в кабинете физики. (Почему необходимо знать и выполнять ТБ в кабинете?)

Описание: Учитель раздает памятки по технике безопасности каждому ученику. Вводный инструктаж предусматривает знакомство с правилами поведения в кабинете физики. После прочтения инструкции, учитель раздает вопросы, по которым проверяет понимание инструкции каждым учеником.

Действие учителя:Зачитывает инструкцию вслух. Наблюдает за выполнением задания всеми учениками, задает наводящие вопросы для выяснения понимания инструкции каждым учеником.

Действие ученика:знакомится с правилами поведения в кабинете физики. Подчеркивает наиболее важные моменты в тексте инструкции, запоминает и понимает требования поведения.

Оценивание: Ученики работают в парах, задают друг другу вопросы, проверяя понимание инструкции.

А сейчас внимание на доску. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока

Приложение 1

Приложение 2

(слайд №1)

Середина урока

3 -5 мин

30 -35 мин

15 – 20 мин

  1. Изложение нового материала

Фронтальная беседа

Цель: Установить уровень знаний о природе, умений видеть и наблюдать, умение высказывать свою точку зрения и обобщать.

Описание:

Прежде, чем я начну свое объяснение, мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали о том, какие науки вы уже начали изучать?

  • математику — которая учит вас складывать числа, умножать, делить, возводить в степень и многому другому, т.е. можно сказать , что математика –это наука о числах.

  • русский язык — вы узнали, какие бывают члены предложения, части речи, виды предложений, происхождение слов…Кроме того, вы учитесь правильно выражать свои мысли на письме..

  • литература — здесь вы знакомитесь с биографиями и творчеством поэтов , писателей, учитесь писать сочинения….

  • история – наука о развитии человеческого общества, от первобытно -общинного до феодального, капиталистического или социалистического.

  • география — наука о земной поверхности, о том, как деятельность человека на нее повлияла.

  • биология – наука о живых организмах: растениях, животных.

Таким образом, мы можем сказать, какие из перечисленных наук изучают природу?

Можем, география и биология – это науки о природе.

Еще одной наукой о природе является физика.

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис» , что означает природа.

Действие учителя:выслушивает ответы учеников, комментирует их, выясняет уровень подготовки ученика к восприятию новых знаний.

Действие ученика:Ученики демонстрируют свои знания, умение формулировать словами свои мысли, систематизируют свои знания, слушают ответы одноклассников.

Оценивание: Учитель оценивает не только знания учеников, но и умение ученика воспринимать информацию, умение точно отвечать на поставленный вопрос, умение работать в команде.

Введение основных понятий

Описание: Работа со слайдами, фронтальная беседа.

Учитель:Давайте посмотрим вокруг себя — вокруг нас каждый день все неизменно? Конечно, нет!!! Вокруг все постоянно меняется: (рассматриваются примеры, запечатленные на слайде)

Всевозможные изменения, происходящие в природе, называются явлениями.

Физика изучает различные явления (рассматриваются примеры, приведенные на слайде)

Ученики: приводят примеры явлений, с которыми они знакомы из быта и окружения.

Проверка знаний:

Описание: А сейчас я хочу продемонстрировать вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся

демонстрируются опыты:

  • шарик скатывается по наклонному желобу

  • звучит камертон

  • груз колеблется на пружине

  • колебание тела на нити

  • получение различных по размеру изображений свечи на экране

  • притяжение металлических опилок к магниту

  • картины магнитных линий постоянного магнита

  • электризация султанов и их взаимодействие

  • плавление свечи при ее нагревании

Ученики:ребята комментируют их и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду

Действие учитель:Делает вывод и приводит учеников к мысли, что знание только явлений не позволяет описать все происходящее в природе.

Учитель:Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Физические явления могут происходить как с телами живой природы, так и с телами неживой природы, именно поэтому законы физики могут быть использованы и в биологии и в географии, и в других науках.

Законы физики УНИВЕРСАЛЬНЫ.

Именно поэтому физика – такая важная наука, одна из древнейших наук. Физические знания передавались из поколения в поколение, постоянно совершенствуясь. С именами выдающихся ученых –физиков мы будем знакомиться постепенно, а сегодня я назову лишь некоторые из них: ( демонстрируются портреты ученых)

Теперь вы немного понимаете, что мы будем изучать.

Но у меня снова к вам вопрос: « Скажите, а на уроках математики вы используете только обычные слова, или есть какие-то специальные , которые подходят только для уроков математики?

Действие ученика:работа со слайдом, дети приводят примеры специальных терминов.

Действие учителя: приводятся примеры физических терминов и раскрывается смысл таких терминов, как материя, вещество, поле.

Дается понятие о физическом теле, приводятся примеры различных физическихтел, рассматриваются примеры, показывающие, что тела могут иметь разную форму и занимать разный объем.

Проверяем, как усвоили учащиеся основные физические термины: тело, вещество. Ученики выполняют предлагаемое задание

Проверь себя

Молодцы, вы замечательно справились с заданием, умеете привести примеры веществ.

А сейчас у меня к вам более сложное задание – я буду задавать вам вопросы, а вы попробуете на них ответить.

Описание: рассматриваются вопросы, приведенные на слайде.

И вот теперь самый главный вопрос, ответ на который я хочу услышать.

В: Вы еще только начинаете знакомиться с физикой! Откуда же вы знаете ответы на мои вопросы???

Действие учителя: можно спросить индивидуально кого-то из ребят, а можно адресовать вопрос классу и слушать ответы сразу нескольких учеников, чтобы потом их подытожить.

  • видели много раз, как это происходит

  • сами пробовали так делать, и поэтому знаем

Какие вы молодцы!!! Сейчас, сами о том не подозревая, вы назвали источники физических знаний!!!

Действие ученика: работа со слайдом, рассматриваются примеры наблюдений, опытов, чтобы было понятно, в чем их отличие

Естественно, ребята, что порой опыты бывают настолько сложны, что для их проведения требуется не один год, очень много приборов и оборудования, но ученых эти трудности никогда не останавливали. Известны случаи, когда путь от идеи до открытия закона занимал не один год, а десятилетие!!! Физика — наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку!!! Возможно, кому – то из вас тоже предстоит сделать свое открытие, или сформулировать новый закон!!! Дерзайте!!! Все в ваших руках!!!

3. Закрепление изученного материала. Проверка умения применять полученные знания.

Действие ученика:дети отвечают на вопросы по изученному материалу, правильный ответ демонстрируется сразу после ответа

Действие учителя:Ребятам предлагается распределить правильно по трем столбикам примеры физических явлений, веществ и физических тел. Они сразу имеют возможность проверить правильно ли дан ответ.

Предлагается заполнить таблицу, правильно расположив различные физические явления в ту строку, к которой они должны относиться.

Попросить учащихся заполнить следующие таблицы:

№ 1.

Тело

Вещество

№ 2.

Физические величины

Единицы измерения

Предложить учащимся выполнить задание на установление соответствий физических величин и их единиц измерения. Попросить перевести единицы измерения массы, длины и времения.

(работа со слайдом №2)

http://bilimland.kz/index.php/kz/

http://900igr.net/prezentatsii/fizika/Vvedenie-v-fiziku/Vvedenie-v-fiziku.html

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98690411

http://www.procrossword.ru/fizika/vvedenie.html

http://interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass/vvedenie/chto-izuchaet-fizika

Работа со слайдом №3

Работа со слайдом №4

Работа со слайдом №5

Работа со слайдом №6

Работа со слайдом №7

Работа со слайдом №8

Работа со слайдом №9

Работа со слайдом №10

Приложения 3,4

Работа со слайдом №11

Работа со слайдом №12

Работа со слайдом №13

Конец урока

5-10 мин

  1. Подведение итогов урока.

Задание на дом:Физика 7,Р. Башарулы, §1 – 7 прочитать, ответить на вопросы после параграфов.

  1. Рефлексия

На стикерах ученики пишут ответы на следующие вопросы:

— что узнал, чему научился

— что осталось непонятным

— над чем необходимо работать

слайд № 14

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Урок физики первый в практике учеников, поэтому учитель присматривается к ученикам, оценивает уровень знаний, умений и навыков. Учеников, которые неактивны на уроке следует привлекать к повтору сказанного и поощрять, подбадривать.

Проверить знание техники безопасности в кабинете физики можно взаимооцениванием.

Индивидуальные ответы на вопросы оцениваются комментированием ответов.

Заполнение таблиц сомооценивание по критериям.

Правила поведения в кабинете физики

На уроке физики ученик обязан:

  • быть внимательным, осторожным, точно выполнять указания учителя;

  • перед выполнением работы тщательно изучить ее описание и уяснить ход выполнения работы;

  • не держать на рабочем месте предметы, которые не нужны для выполнения задания;

  • при выполнении работ не оставлять у края стола приборы, располагать их таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через приборы;

  • во время работы запрещается отходить от приборов и машин, находящихся под напряжением;

  • привести в порядок свое рабочее место после окончания работ

Рефлексия по уроку

Цели урока достигнуты, вовлечение в работу учеников полное, все ученики проявили интерес к изучению физики

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:Демонстрация опытов привлекла внимание учеников, возбудила интерес к изучению физики.

2: Поощрение словом ученика, выполнившего правильно задание.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Знакомство учеников друг с другом.

2:Выполнение опытов самими учениками.

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Все ученики мотивированы на обучение, очень любознательны, обладают широким кругозором, но некоторые ученики медленно и неаккуратно выполняют записи в тетрадях.

Легко учиться!