Конспект урока
Тема: Социальные права
9 класс
Цели:
1) подвести учащегося к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека;
2) ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское страхование;
3) продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
Задачи:
1) научить учащегося называть основные социальные права человека, раскрывать понятие «социальное государство»; на конкретных примерах иллюстировать направления социальной политики нашего государства;
2) способствовать развитию следующих УУД:
— готовность к жизненному и личностному самоопределению;
— знание моральных норм;
— умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
— ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
— поиск информации, исследование;
— переработка и структурирование информации;
— работа с текстом, смысловое чтение.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, схема «Социальное обеспечение», раздаточный материал: Конституция РФ (ст. 7, 39 — 41); Жилищный кодекс РФ (ст. 2); ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (ст. 3, 5); ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 3-5, 7); ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» (ст. 1,2,6,9); ФЗ «Об ипотеке: залоге недвижимости» (ст. 1,5); ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (ст.2).
План изучения нового материала:
-
Конституция РФ о социальных правах.
-
Роль государства в обеспечении социальных прав.
-
Право на жилище.
-
Право на социальное обеспечение.
-
Здоровье под охраной закона.
Ход урока
I. Актуализация новой темы.
Учитель
Конституция РФ Ст. 7 гласит (работа с документом):
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Проблемный вопрос:
Сегодня нам предстоит выяснить: является ли РФ сегодня социальным государством, социально-направленным.
II. Введение нового материала.
1) Конституция РФ о социальных правах.
Работа со ст. 7
— как ты понимаешь словосочетание достойная жизнь? Что в себя вбирает данное понятие?
— что подразумевает под собой свободное развитие человека? Почему данное понятие связано с социальными правами?
Учитель: пункт 2 ст. 7 КРФ раскрывает содержание социальной политики государства (чтение ст. 7 п.2)
Какие же основные социальные права дарует нам КРФ? (запись в тетрадь)
-
Право на труд (ст.37)
-
Право на отдых (ст. 37)
-
Право на материнство и детство (ст. 38)
-
Право на социальное обеспечение (ст.39)
-
Право на жилище (ст.40)
-
Право на охрану здоровья и социальную помощь (ст. 41)
Чтение всех статей и их комментирование.
2) Роль государства в обеспечении социальных прав.
Учитель:
Социальное обеспечение человека зависит не только от его личных качеств и достижений, но и от окружающих социальных условий. Напомним себе, что социальное государство – это такое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, предотвращение и успешное завершение общественных конфликтов.
— что значит активная социальная политика государства?
— каким образом можно достигнуть достойного жизненного уровня?
Учитель:
России только предстоит стать в полной мере социальным государством, для нее это желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закрепленных в КРФ основных направлений социальной политики.
— приведи примеры социальных трудностей в ЕАО.
— что же нужно сделать сегодня государству, чтобы социальная политика заработала в полную силу и достигла положительных результатов?
(оздоровление Э, подъем производства, реформы, совершенствование налоговой системы).
3) Право на жилище.
Ст. 40 КРФ (комментированное чтение статьи)
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Прежде, чем мы перейдем к работе с текстом документа, вспомним определение понятия приватизация.
Приватизация – это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Работа с текстом
Текст Права на жилище
Гражданский кодекс Российской Федерации
(Извлечения)
Статья 288. Собственность на жилое помещение
1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
2. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
3. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается…
Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органов местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. 1. — М., 1995. — С. 157, 159.
Вопросы и задания: 1. Что такое жилое помещение? В каком случае оно становится собственностью гражданина? Используйте в своем ответе материал учебника. 2. Какие права имеет собственник жилого помещения? 3. В чем выражено бесхозяйственное обращение собственника с жильем? 4. Справедливы ли, на ваш взгляд, требования правового акта, предъявляемые к собственнику жилого помещения? Свой ответ поясните.
Какие выводы мы можем сделать?
Собственник осуществляет права владения, пользования, распоряжения имуществом по назначению и не имеет права использовать жилье не по назначению либо бесхозяйственно с ним обращаться.
Рассмотрим права несовершеннолетних в данной сфере (стр. 151)
4) Право на социальное обеспечение.
— кто имеет право на социальное обеспечение?
— каким образом государство может гарантировать каждому определенный жизненный уровень?
Рабочая тетрадь (задание 6.)
Работа со схемой (стр. 152)
Категории населения и пути и средства реализации права (пенсии, пособия, социальное страхование, благотворительность).
Работа с понятиями: пенсия, пособия, компенсации (стр. 152).
5) Здоровье под охраной закона.
Учитель.
Важно осознать, что здоровье является одной из высших ценностей общества. Именно это определяет тот факт, что право на охрану здоровья предусмотрено в законодательстве многих стран.
Необходимо понимать, что согласно закону оказание платных медицинских услуг не означает полного отказа от бесплатного медицинского обслуживания.(учебник стр. 189, чтение).
— рубрика «Мнения» (стр. 190).
III. Закрепление.
— какие права человека относят к социальным?
— почему в нашей стране государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся?
— что такое минимальная заработная плата?
— какие преимущества есть у платной медицины?
— какие группы населения нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства?
IV. Подведение итогов. Самооценка и оценка.
V. Домашнее задание
Параграф 21