Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Клюнеевой С. А.
Предмет: вокал
Дата проведения:
Возраст детей: 10-12 лет, 3 год обучения
Тема занятия: « Вкусный канон»
Тип занятия: вокальная импровизация
Цели и задачи:
— воспитание интереса к самостоятельному творчеству;
— пробуждение интереса к вокальной, речевой импровизации;
— формировать представление о понятии « канон», его разновидностях, особенностях;
— формировать умения и навыки двухголосного пения;
— упражнять в технике вокального пения.
Продолжительность: 45 минут
Дидактический и раздаточный материал: речевые и мимические партитуры канонов
Используемая литература: Н. Б. Гонтаренко «Веселые каноны», Москва. 2007
Ход занятия:
Деятельность педагога Планируемые вопросы |
Деятельность обучающихся Предполагаемые ответы |
Подготовительный этап. Приветствие. Организационный момент. Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием, как «канон» Кто знает что это? Слово « канон» в переводе с греческого языка означает правило, образец. В музыке канон- это многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого. А если объяснить более просто, то канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди их едят. Основной этап. Давайте попробуем это тоже сделать. Я пробую апельсин, потом я ем шоколад, а вы в это время приступаете к апельсину, я ем яблоко, а вы пробуете шоколад, я доедаю яблоко, а вы его начинаете пробовать. Все! Понятно теперь что такое канон? Есть много разновидностей канонов. Сегодня мы познакомимся с тремя видами канонов: мелодический, речевой, мимический. В мелодическом каноне — темой является мелодия. Поближе познакомиться с мелодическим каноном нам поможет канон «Пусть попляшет язычок» (раздача стихотворного текста) Контрольный этап. Послушайте мелодию, а теперь давайте споем вместе(закрепление мелодии). А теперь разделимся на два голоса: сопрано и альты. Альты вступают со второго шага, т. е. со второй строчки. Попробуем спеть первый куплет.
Молодцы! Из чего складывается в этом каноне тема? Итак, с каким каноном мы сейчас познакомились?
Контрольный этап.
Ну а сейчас перейдем к речевым канонам. Как вы думаете, что будет являться основой речевого канона? Верно! Темой такого канона является поэтический текст, исполняемый в определенном организованном ритме. Для таких канонов лучше всего подходят русские народные прибаутки, считалки, потешки. Такие каноны можно сочинять самим ( раздается текст канона с ритмическим рисунком). Первая партия, вторая партия. Соединяем. В чем еще особенность речевых канонов?
Итак, что же является душой речевого канона?
Мимический канон – последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно присоединить звуки – возгласы типа: О! А! У-У_У! – а также минимум жестов, всплескивание рук, покачивание головой. Для того чтобы упорядочить игру, нужно музыкальное сопровождение или метроном. (Раздается наглядный материал). Попробуем воспроизвести. Что же будет темой мимического канона? Мимические каноны уместно исполнять в конце занятия, они снимают усталость и напряжение. Итоговый этап. С какими канонами мы сегодня познакомились? На следующих занятиях мы познакомимся с другими видами канонов. Вам было интересно исполнять каноны? Я надеюсь, что мы будем долго дружить с канонами, ведь они помогают раскрепостить голосовой аппарат и развивают творческие способности. Информационный этап. А дома вы можете попробовать сами сочинить речевые и мимические каноны, на следующих занятиях мы их с удовольствием исполним! Занятие закончено. До свидания!
|
— затрудняются
— играют в игру « вкусный канон»
— да
-знакомятся с текстом
— поют
— поют сопрано, потом к ним присоединяются альты, звучит двухголосное пение.
— из мелодии
— мелодическим каноном
— текст, речь
— знакомятся — проговаривают текст канона, отстукивают ритм ложками. Звучит ритмический канон двухголосный. — ритм второй строки не может быть таким же как первый, т. к.. он будет сливаться с предыдущим в двухголосии.
— ритм и речь
— знакомятся — исполняют ( сопрано импровизируют гримасы, а альты повторяют на один шаг назад, глядя в большое зеркало)
— мимика, жесты
— мелодическими, речевыми, мимическими
— да!
|