Конспект логопедического занятия на тему: «Суффиксальный способ образования слов» (3 класс)

Логопедическое занятие (3 класс)

Тема: Суффиксальное образование слов.

Лексическая: Профессии.

Цели:

Образовательные: 1. Уточнение, пополнение словаря.

2. Развитие функции словообразования.

3. Закрепление знаний о суффиксах.

Развивающие: 1. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

2. Развитие внимания, памяти.

Воспитательные: 1. Формирование личностных качеств: активности, самостоятельности.

2. Воспитание бережного отношения к пособиям.

Оборудование: карточки с заданием, мяч, игры: «Профессии», «Составь название профессии».

1. Орг. момент

— Здравствуйте. Посмотрите на доску и составьте слово.

П

Е

С

Р

О

С

И

И

Ф

1

5

7

2

3

6

9

8

4

— Сегодня мы вспомним названия некоторых профессий. А кем работают ваши родители?

2. Образование названий профессий

А) Из частей слов составить название профессии

Пак, ов, у, щик, и

Ец, плов

Двор, ник

Чик, раз, нос

— Как называется часть слова, которая пишется перед корнем в словах упаковщики, разносчик? Как называется часть слова, которая пишется после корня?

Б) Составить слова из карточек

Игра «Составь название профессии»

— Назовите суффиксы в словах. Для чего служат суффиксы?

3. Сообщение темы

— Мы сегодня потренируемся в образовании названий профессий с помощью суффиксов.

— Что такое суффикс? (Это часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов)

Образуйте существительные с помощью суффиксов.

ист: гармонь, трактор, артиллерия, машина, телеграф, танк, журнал, бульдозер;

чик: летать, переплетать, разносить, грузить, разведать, переводить, стреляет из пулемёта;

тель: учить, строить, писать, читать, воспитывать, испытывать;

ник: печь, лес, колхоз, чертёж, физкультура, защита, работа, ремонт, скот.

4. Образование названий профессий с помощью суффиксов

1) Устно. Образовать существительные с помощью суффиксов.

(работа по карточкам)

2) Образовать названия профессий при помощи суффиксов

-арь- или -ник- .

Запись слов в два столбика

Печёт хлеб- , пашет землю- , пишет картины- , тушит пожары- , точит детали- , работает в лесу- , мелет зерно- , защищает ворота- , кладёт печи из кирпича- .

5. Игра с мячом

— Назовите музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах:

Например: пианино- пианист

Гитара, баян, гармонь, флейта, барабан, скрипка, труба, виолончель, аккордеон.

6. Игра «Лишнее слово»

— Прочитать слова, найти лишнее слово. Объяснить, по каким причинам оно лишнее.

Найдите лишнее слово. Объясните, по каким причинам оно лишнее.

Фонарщик, танцовщик, ящик, прицепщик.

Прокатчик, барабанчик, грузчик, разведчик.

Писатель, работник, монтажник, физкультурник.

Хоккеист, теннисист, волейболист, гармонист

(работа по карточкам)

7. Работа с текстом

— Прочитать текст. Выделить в словах, обозначающих профессии, суффиксы.

Вот за праздничным столом

Все, кто строил этот дом:

Экскаваторщик, бетонщик,

Каменщик, шофёр, маляр,

Слева- кровельщик, стекольщик,

Справа- плотник и столяр.

— Выписать названия профессий в тетрадь. Выделить суффиксы.

8. Игра «Профессии»

Учащимся раздаются картинки, на которых изображены люди разных профессий. Логопед по очереди показывает картинки, изображающие различные предметы. Учащимся необходимо догадаться, человеку какой профессии эти предметы необходимы и закрыть нужную карточку.

Далее, глядя на предметные картинки необходимо вспомнить название профессии (проверка памяти).

9. Орг. окончание занятия

— О чём мы сегодня говорили? Что такое суффикс? Какие новые профессии вы узнали?

Вот за праздничным столом

Все, кто строил этот дом:

Экскаваторщик, бетонщик,

Каменщик, шофёр, маляр,

Слева- кровельщик, стекольщик,

Справа- плотник и столяр.

Легко учиться!