Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
Элективный предметный курс по истории
«Феномен самозванства на Руси»
Выполнил учитель истории высшей квалификационной категории
Говорухин И.В.
2016 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Феномен самозванства на Руси» разработан для учащихся 10-х классов общеобразовательной школы. Данный элективный курс является предметным, входит в предмет « История» и рассчитан на 17 часов.
Курс может быть использован для расширения и углубления базового уровня по отдельным темам предмета «История России», для построения индивидуальных программ учащихся. Курс может включаться в образовательный процесс как курс по выбору для детей, чей познавательный интерес по истории выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов, так как способствует более углубленному изучению отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу «История России». Переплетение фактов истории России с фактами истории Всемирной формирует понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекавших в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
В учебниках по истории не всегда в полном объеме освещены вопросы самозванства на Руси, вопросы «законной и незаконной власти». То, что на наш современный взгляд кажется нормальным и не вызывает никаких сомнений, в период средневековой Руси принимало совсем другой оборот. Царь в сознании средневекового человека – это помазанник Божий, власть ему дана сверху, а поэтому необходимо ей подчиняться беспрекословно. Выборный царь – это власть, подаренная царю народом, поэтому авторитет царской власти падает. Ведь в России царь был не только держателем государственной власти, но и носителем традиционного идеала «правды». Именно благодаря сохранившимся еще языческим представлениям царь в России рассматривался как «Отец» народа, царь-батюшка. Русское православие знало не только небесный идеал христианства, но и земной идеал «святой Руси», и главную роль в нем играла фигура «настоящего», православного царя.
. Если же говорить об исторических самозванцах, то ни один из них – ни Лже-Нерон, ни, скажем, Лже-Себастьян Португальский – не оставил в истории своих народов такого глубокого и даже рокового следа, какой в истории России оставил, например, Лжедмитрий I, явление которого, безусловно, далеко выходит за рамки курьеза. Более того, с начала XVII века и до наших дней проблема самозванства занимает в духовном пространстве России такое значительное место, что ее никак нельзя обойти при анализе всякого существенного проявления русскости. В русском самозванстве много уникального. Сакрализация царской власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже при первом российском самозванце Лжедмитрии I проявляются элементы религиозной легенды о царе-избавителе, царе-искупителе.
Не менее примечательны и та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в. Поэтому актуальность данной темы очевидна, тем более при интересном «преподнесении» ее детям, интерес к истории, как науке, значительно возрастает. Именно на активизацию интереса к предмету и рассчитан данный курс. Ребята должны осознать, что остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления и вряд ли когда-нибудь все они будут решены.
Особенность данного курса заключается в том, что последовательность тем и количество часов для их изучения может легко варьироваться. Освоение программы данного курса предполагает выход за рамки урочной организации учебного процесса: выполнение учебно-исследовательских работ, выступления на общешкольных мероприятиях, научных конференциях.
Цель: расширить знания учащихся об истории зарождения самозванчества, связать с политическими ситуациями, когда они возникали, прийти к выводам о причинах возникновения самозванчества в России, рассмотреть Смутное время как почву зарождения самозванства в России, обратить внимание учащихся на личность Лжедмитрия I, учитывая тот факт, что до него в истории России примеры самозванства неизвестны.
Задачи:
Расширение знаний об истории своей страны, ее важных вехах, ярких личностях.
Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Приобщение к информационным технологиям в процессе обучения.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к ее истории
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные и групповые: лекция, беседа, диспут, экскурсия, семинар, игра, практикум, тестирование, самостоятельная работа, ролевые игры, работа малыми группам, взаимоконтроль.
Система оценивания: Пятибалльная система с учетом индивидуального стандарта
Планируемы результаты освоения курса.
В результате обучения ученик должен знать и понимать:
Понятие «самозванства», его отличительные признаки;
Причины появления в определенный период в истории новых и новых самозванцев;
Понятие «вера в доброго царя»;
Причинно-следственные связи исторических процессов и явлений;
Уметь:
приводить примеры
участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем
аргументировать свою точку зрения, работать в группах
объяснять: значение понятия самозванчества, находить причины того или иного явления в истории России, прежде всего, самозванчества необходимость знать славные страницы истории своей страны;
сопоставлять экономическую и политическую ситуацию в стране при появлении того или иного самозванца;
создавать презентации;
находить необходимую информацию в Интернете, анализировать ее;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки политической информации на любом отрезке истории;
оценки собственной деятельности в качестве гражданина великой страны с великой историей;
научно-исследовательской деятельности;
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
Знания об истории и причинах происхождения самозванства на Руси;
Коммуникативные способности, способности к творческому аналитическому мышлению;
Навыки учебно-исследовательской деятельности;
Интерес к истории своей страны;
Учебно-тематический план. 17 часов
№ урока
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Формы работы |
Формы контроля |
1 |
Введение. Понятие самозванства. |
1 |
мини — лекция с элементами беседы, работа с историческими источниками. |
|
2 |
Причины возникновения самозванства на Руси. |
1 |
Беседа |
|
3 |
Игра в царя. Сколько их и что их гонит? |
1 |
Мини-лекция с элементами беседы |
Экспресс-опрос |
4 |
Лжедмитрий Первый |
2 |
Групповая работа с энциклопедией по истории, обращение к ЦОР |
тест |
5 |
Лжедмитрий Второй |
2 |
Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия |
Беседа с элементами дискуссии |
6 |
Емельян Пугачев |
2 |
Семинар, беседа, работа с произведением А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Историческое эссе |
7 |
Княжна Тараканова |
2 |
Поиск интернет-информации, работа с ЦОР |
Обработка интернет-информации |
8 |
Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора |
2 |
Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия |
Тест, беседа |
9 |
Подготовка к итоговому занятию |
2 |
Практическое занятие |
Подготовка презентаций |
10 |
Обобщающее занятие. Самозванство на Руси: норма или патология? |
2 |
Круглый стол |
Защита презентаций |
|
ИТОГО |
17 |
|
|
Содержание курса. 17 часов.
Введение. Понятие самозванства. 1 час. Определение понятия «самозванцы и самозванство» и их роль в истории страны. Смутное время – как период возникновения первых самозванцев.
Причины возникновения самозванства на Руси. 1 час. Династический кризис конца XVI века, пресечение династии Ивана Калиты. Сакральность царской власти, вера в приход «доброго» царя. «Богоизбранный» и выбранный царь. «Мифологическое отождествление» как особенность мышления русского народа.
Игра в царя. Сколько их и что их гонит? 1 час. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович. Петр I, «князь-кесарь» Ю. Ромодановский и «князь-папа» Никита Зотов. Огромное количество крупных и мелких самозванцев в русской истории. Отождествление самозванца с исторической личностью, с царем или особой царской крови.
Лжедмитрий Первый. 2 часа. Первый самозванец на Руси. «Царь-расстрига» Григорий Отрепьев. Воцарение. Встреча с матерью. Свадьба с Мариной Мнишек. Причины свержения Лжедмитрия Первого, «еретик и польский свистун».
Лжедмитрий Второй. 2 часа. Шаткая власть Василия Шуйского. Тайна «тушинского вора».
Емельян Пугачев. 2 часа. Не первый и не последний «император Петр Федорович». Законность восшествия на престол Екатерины II. Укрепление крепостничества, рост произвола помещиков и бесправности крестьян – причины Крестьянской войны.
Княжна Тараканова. 2 часа. Новый Отрепьев в юбке. «Дочь императрицы Елизаветы Петровны», «сестра Пугачева» и претендентка на русский престол. Великая тайна прекрасной самозванки.
Анастасия Николаевна Романова. 2 часа. Дочь последнего русского императора Николая II, «чудом спасшейся» при расстреле царской семьи в июле 1918г. Самая «живучая» легенда.
Подготовка к обобщающему уроку. 2 часа. Практическое занятие. Подготовка презентаций.
Самозванство на Руси: норма или патология? 2 часа. Обобщающее занятие. Защита презентаций.
Литература:
1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989 – 318 с.
2. Будыко М.И. Путешествие во времени: сборник эссе. – М.: Наука, 1987 — 223 с.
3. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Слово, 1995.
4. Глушко Е.А. Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян – М: Диадема-Пресс, 2000.
5. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов на Дону.: Феникс, 2002 – 672 с.
6. Куковенко В.А. Одиннадцатый самозванец / Наука и религия/ 7 июля 1993.
7. Панченко С.С. Самозванец/ Звезда. – Санкт-Петербург, 2006 – №12.
8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI- XVII веке. – М.: «Памятники исторической мысли», 1995 – 473 с.
Побережников И. Под чужим именем// Родина 2000.- №12.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев – Новосибирск: Наука, 1987.
11.Шендерович А. Под чужим именем // Наука и жизнь 1995, № 12.