Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ДШИ №2 г.Ульяновска
План-конспект открытого урока по теме:
«Интонация — главное в исполнительстве».
Преподаватель :
Предмет: Специальность в классе фортепиано
Дата проведения: 2018-2019 уч. г.
Учащаяся:
Тема урока: « Интонация — главное в исполнительстве ».
Цель урока: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения.
Вид урока: традиционный.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Развивающая:
развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
освоение образной структуры музыкального произведения.
Обучающая:
изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.
Воспитательная:
воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
План урока:
1. Организационный момент.
2. Теоретические сведения.
3. Подготовительные упражнения.
4. Работа над произведением.
5. Показ — исполнение музыкального произведения педагогом.
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим открытый урок по специальности
" фортепиано в Ульяновской детской школе искусств №8 с учащейся 7 класса Аблякимовой Ксенией. Тема нашего урока: «Интонация — главное в исполнительстве». Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".
2. Теоретические сведения.
Учитель:
— Ксюша, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок? Конечно, нет. Мы, как художники, должны раскрасить чёрно — белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли? Наша пьеса называется "Жалоба". Как ты думаешь, что означает слово "жалоба"? Мне , например, кажется, это — через какие-то слова выраженное чувство обиды. Ты согласна? В детстве мы, в основном, жалуемся самому дорогому нам человеку-маме.А ты кому- нибудь когда-нибудь жаловалась? Как ты думаешь, жалуются все одинаково? Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие — рыдать, или даже кричать и негодовать на своего обидчика. Вполне возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался маме на своего обидчика. Какие эмоции мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы? (Проанализировали эмоциональное развитие пьесы).
Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно, хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование. В конце произведения наступает успокоение, смирение, а может даже, и прощение обиды.
Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций. А что же такое ИНТОНАЦИЯ? Это — звук с каким-то своим настроением. Бывает интонация радости, грусти, скорби, жалобы. Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Ведь интереснее слушать музыку, лередающую чувства и эмоции.
3. Подготовительные упражнения.
Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным. ( пробуем играть с прямой спиной, затем — с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?
Второе упражнение — сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук.
Третье упражнение — пробуем играть два звука, передавая различные эмоции — жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается? Музыка — пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.
4. Работа над произведением.
Интонация — это главное в музыкальном исполнительстве. Это — музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат — напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе. (начинаем играть пьесу).
Пробуем на рр пальцами чувствовать тишину. Палец, предчувствуя звук — напрягается и медленно погружается. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук, как у скрипки тянется к другому звуку , или почувствовать звук как натянутую пружину. Мелодия начинается с секунды. Секунда — это почти всегда ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие терции в левой — как тихий стук сердца.
И далее до конца произведения:
— работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным погружением пальцев ( как будто поём пальчиками);
— проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;
— работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;
— затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;
— параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).
5. Показ — исполнение музыкального произведения педагогом.
( Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру — что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку своему исполнению.)
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
( Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ проигранного произведения, определяя , что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.)