ШҚО Үржар ауданы
«Лайбулақ орта мектеп-бақша»КММ
Магнурова Бакытгуль Нурисалимовна
орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?
В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – «компьютер», а в школьное сознание – компьютерное обучение. По определению ЮНЕСКО компьютерное обучение или иначе, ИКТ обучения – эта такая система обучения, одним из средств которой выступает компьютер. Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:
1. Социально-психологическими потребностями общества.
2. Уровнем его развития.
3. Конкурентоспособностью его экономики.
4. Нравственными и моральными ценностями этого общества.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразования, навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы.
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Информационно-компьютерное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только хороших знаний, но и высокого методического уровня.
Задачами ИКТ являются:
1. Развитие познавательных навыков учащихся.
2. Умений самостоятельно конструировать свои знания.
3. Ориентироваться в информационном пространстве.
4. Развитие критического и творческого мышления.
5. Умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
6. Формирование социо-культурологических и коммуникационных компетенций. Урок удачен тогда, когда учитель и ученик работают в равной мере, в сотрудничестве. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самой попытаться выполнить работу, которую ставишь перед учениками. В результате можно явно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также, «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке заданий.
Одним из инструментов ИКТ на уроках русского языка и литературы является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков литературы и русского языка. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Первая презентация была сделана по мифам Древней Греции «Подвиги Геракла». Учащиеся с большим интересом восприняли это занятие в силу зрелищности: картины художников гораздо лучше воспринимаются с экрана монитора, чем через репродукции. На сегодняшний день добавилось еще несколько презентаций по следующим темам: «Библия», «Пушкин», «Этикет» и другие. Со временем начала появляется система в этих разработках. Сначала биография писателя в виде таблицы или статьи, к ней прилагается система заданий (в том числе и опережающих, доклады, темы рефератов). Затем слайды, помогающие анализировать произведение, задания с дополнительными консультациями по алгоритму выполнения, карточки-задания с вопросами по содержанию, план анализа эпизодов или образов героев. А на последних слайдах находятся контрольно-измерительные материалы: вопросы для самостоятельных и зачетных работ; тесты; темы для творческих работ.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Также на уроках используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Интернет и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности развивает у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее неинтересные и бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Учащиеся выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки и т.д.). Например, оформление сборника стихов любого поэта с использованием технологии обработки информации исследовательского характера, создание проектов, составление обобщающих таблиц, алгоритмы действий, схем, выступления в различных ролях, которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности.
Одной из специфических особенностей уроков в русском языке является большой объем работы, который необходимо осуществлять для приобретения учащимися соответствующих ЗУН, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или другой книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и т.д.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях профильной школы. Во-первых, компьютер может повторить объяснение 5-10 раз и все без устали и неудовольствия. Во-вторых, он целиком занят только одним учеником, все внимание только ему одному.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:
— выполнения индивидуального задания в классе;
— работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, контрольные работы);
— самостоятельного усвоения учебного материала по электронному учебнику ИТК на уроках русского языка позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний по любой теме, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе. При объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая поможет поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.