Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха в 1 – ом классе. Звук «Ч»

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха в 1 – ом классе с обучающимся, имеющим 3-ю степень тугоухости.

Тема «Звук «Ч»

Цель: автоматизация в обратной позиции.

1.- Будешь хорошо говорить звук «Ч»- Посмотри сюда (показ профиля звука Ч, проверяется воздушный толчок, положение языка)

Читай слоги :

Ач- ач, оч –оч, уч-уч, ич-ич, юч-юч, еч – еч, яч-яч.

2.-Будешь читать слова: (Игра «Сорви лепесток», -ученик срывает «лепесток» на аппликации «Ромашка», на обратной стороне которого слова со звуком «Ч», читает слова и показывает картинку: врач, ночь, грач, печь, ключ, обруч, мяч.)

3.-Будешь слушать слова. (учитель называет слово за экраном, ученик повторяет, потом показывает картинку и находит табличку с этим словом и подкладывает её к картинке).

-грач, ночь, печь, ключ, врач, мяч, обруч.

4.Составление словосочетаний по опорным словам и картинкам: резиновый, чёрный, тёмная и картинки с изображением мяча, ночи, грача. (Чтение по карточке словосочетаний)

(резиновый мяч, тёмная ночь, чёрный грач)

5.Различение на слух словосочетаний и дополнение их с опорой на картинки: (девочка играет с мячом, грач на ветке, картинка с изображением ночи)

— Девочка ловит ….(мяч); на ветке сидит … ..(грач); больную девочку лечит ….(врач), наступила тёмная…. (ночь). (ученик слушает фразу, дополняет словом с опорой на картинку, находит табличку с воспринятой фразой и читает):

6. –Чтение предложений.(Вставить букву и прочитать предложение)

Вра. слушает мальчика. У Зиночки обру. . Наступила тёмная но.ь. Вот клю. .

7. Различение на слух вопросов по картинкам

— Кто лечит мальчика?

— Кто летает?

-Что бросает мальчик?

Опорные слова: (мяч, врач, грач)

РРС

Тема «В умывальне»

Цель: закрепление понятий по теме, тренировка в различении речевых единиц по теме, развитие речевых навыков и слухового внимания.

1.-Будешь слушать.

А) — За экраном предъявляются слова: полотенце, кран, мыло, (ученик повторяет слова и находит картинку с табличкой.)

Б) – выполнение поручений с данными словами и картинками.

— Дай мыло, -возьми полотенце, -дай полотенце, возьми мыло. (оречевление действий: —Я вял мыло. –Я дал полотенце.- Я дал мыло. –Я взял полотенце.

В) –Слушай, покажи картинку и табличку со словом: моет, вытирает, умывальня.

-Различение предложений по картинкам: Вова моет лицо. Ната моет руки. Тома вытирает руки.(ученик слушает фразу, находит картинку, повторяет фразу за учителем

2. -Различение предложений по тексту «В умывальне»(предъявление предложений по- порядку, ученик выбирает табличку, которые лежат врассыпную перед учеником с воспринятым предложением, читает по табличке и выкладывает текст в той последовательности, в которой предъявляет учитель)

У Вовы грязные руки.

Вова взял мыло и вымыл руки.

Потом Вова взял полотенце и вытер руки.

Сейчас у Вовы руки чистые.

Санитар проверяет уши, руки.

3.Различение предложений через игру «Выбери табличку» (таблички перевёрнутые текстом вниз перемешаны лежат на столе. Ученик берёт табличку и подаёт её учителю не читая. Учитель предъявляет эту фразу за экраном, ученик повторяет за учителем)

4. -Различение вопросов к тексту:

-Какие руки у Вовы были?

-Что сделал Вова?

— Кто проверяет руки ?

-Какие сейчас у Вовы руки?

5.Итог занятия.

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха в 1-ом классе с ученицей имеющей 2-ю степень т/у

Тема «Звук «З»

Цель: автоматизация во всех позициях.

1.- Будешь хорошо говорить звук «З»- Посмотри сюда (показ профиля звука З, проверяется наличие воздушной холодной струи и положение языка, изолированное произнесение звука «З»)

Читай слоги и слова:

за – за – замок, зо- зо – зонт, зу – зу – зубы, аза- ваза, оза -роза, уза –блуза, иза – Лиза, зна –знак, зве –звезда, зву – звук, здо –гнездо, зме — змея

2.-Будешь слушать слова и показывать картинку: замок, звезда, арбузы, роза, коза, змея, заяц, зоопарк,

3.Разложи эти слова по вопросам Кто? и Что? и прочитай правильно.

Кто? — коза, змея, заяц.

Что? – замок, роза, звезда, зонт.

4.-Будешь слушать слова и подбирать картинку:

Трусливый Кто?.., железный Что?.., душистая Что?.., сладкие Что?.. зелёный … (учитель называет прилагательное за экраном, ученик повторяет, потом показывает картинку, находит табличку с этим словосочетанием: трусливый заяц, железный замок, душистая роза, сладкие арбузы, зелёный забор)

5. Читай предложение и вставь пропущенное слово.( с опорой на картинку)

У Лизы болят…… Зина завязывает зелёный ….. По земле ползает ….

На ёлке зажглась яркая …. (Картинки: зубы, бант, змея, звезда).

6.Различение на слух вопросов:

— Будешь слушать и отвечать на вопросы по картинкам (за экраном)

— Куда пришли дети?

-Куда пришла мама?

-Что завязывает Зоя?

-Что держит в руках Лиза?

— Кого поймала собака?

(картинки с опорными словами: зоопарк, магазин, зелёный бант, зонт, зайка)

Итог занятия

РРС

Тема «Зимние забавы»

Цель: тренировка речевого слуха на материале слов, предложений по теме. Закрепление словаря по теме, развитие слухового внимания

  1. Целевая установка:

-Будешь слушать предложения и выкладывать текст по порядку. (предъявление текста на слух за экраном по предложениям; на столе лежат таблички с предложениями из текста вразбивку. Ученица слушает предложения и выкладывает в правильной последовательности текст)

Пришла зима.

Кругом лежит снег.

Дети рады зиме.

Они катаются на санках.

Дети играют в снежки.

Миша и Оля катят снежный ком.

Ребята слепили снеговика.

Вова едет с горы на лыжах.

Тома идёт на каток

Она будет бегать на коньках.

  1. Выборочное предъявление предложений на слух за экраном и показ картинки:

Дети играют в снежки. Они катаются на санках. Ребята слепили снеговик. Вова едет с горы на лыжах. Тома идёт на каток. Миша и Оля катят снежный ком.(ученица слушает предложения, повторяет за учителем, находит картинку к данному предложению)

3.Различение вопросов к тексту:

-Какое время года наступило?

-Что слепили ребята?

-Что катят Миша и Оля?

-Куда идёт Тома?

-Что делает Вова на лыжах?

4.Различение за экраном слов из текста: снег, снеговик, снежный ком, санки, лыжи, каток коньки катаются, слепили.

5.Итог занятия

Общие закономерности развития слуховых представлений

У детей с нормальным слухом представления носят непроизвольный характер и возникают на основе неоднократного восприятия слуховым анализатором речи и звуков окружающей среды.

У слабослышащих детей ввиду снижения слуха непроизвольные слуховые представления или отсутствуют, или носят схематичный, фрагментарный, нестойкий характер. В основном непроизвольные слуховые представления возникают у них на основе воздействия очень громких речевых и неречевых звуков (крики, гудки машин, стук в дверь и т.д.). Эти представления у учащихся с недостатками слуха можно развить путем специальной целенаправленной работы. Но, имея в виду, что формирование слуховых-, а также речевых представлений у слабослышащих учащихся затруднено из-за снижении слуха, при создании этих представлений необходимо учитывать ряд условий.

Одним из основных условий является образование тесной связи между слуховыми представлениями и моторным компонентом, т.е. каждое воспринятое на слух слово должно обязательно проговариваться. На основе сочетания слухового восприятия с проговариванием возникают слухопроизносительные представления.

Следующим условием создания слуховых представлений является целенаправленное, многократное проведение упражнений, направленных на повышение способности слабослышащих учащихся различать звуки. Такая способность возникает в результате сравнения имеющихся образов звуков и слов с новыми звуками и словами, воспринятыми на слух.

Формирование слуховых представлений в процессе сравнения происходит

следующим образом.

В результате многократных упражнений по развитию слухового восприятия в

Легко учиться!