Доклад:
изучение русского языка и литературы
в национальной школе.
Казахстан, Актобе
ГУ СШ № 22
Алдиярова Айгуль Тельмановна
директор, учитель русского языка и литературы
В процессе обучения русскому языку и русской литературе не раз ставился вопрос о необходимости тесной взаимосвязи в изучении учащимися этих двух предметов. Существует много работ, посвященных взаимосвязанному обучению учащихся родному языку и литературе в русской школе (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, А.М.ПешковскиЙ, Л.В.Щерба, М.А.Рыбникова, Н.И.Кудряшев и т.д.), однако и сейчас эта проблема актуальна и недостаточно решена. Один из путей решения данной проблемы, предлагаемых и разрабатываемых сегодня во многих школах, — создание специальных курсов, факультативов или отдельных уроков, систематически проводимых в течение всего учебного года.
Суть этих курсов и специальных уроков состоит в интеграции двух школьных предметов — русского языка и русской литературы. Такие интегрированные курсы (уроки) называют старым русским словом словесность. Необходимо отметить, что в XIX веке так называли все филологические науки (лингвистику, стилистику, литературоведение), изучающие письменный текст (языковой, стилистический, содержательный анализ) с тем, чтобы через слово лучше узнать и понять историю и сущность духовной культуры народа.
Также словесностью считали и всю совокупность произведений словесного искусства. Русской словесностью назывался и курс, который преподавался в учебных заведениях России в прошлом столетии и в начале XX века.
Под уроками словесности мы понимаем комплексные уроки, на которых учащиеся овладевают определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста.
К числу мало разработанных относится проблема взаимосвязанного изучения русского языка и литературы в национальной школе. Несмотря на то, что при изучении неродного языка эта связь и носит несколько иной характер, она должна быть еще более органичной,
Взаимосвязанное изучение учащимися русского языка и литературы позволяет отказаться от односторонних подходов, имевших место в методике обучения русскому языку и преподавания литературы, и не оправданных ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Оно помогает объединить задачи преподавания литературы с задачами обучения русскому языку и развития речи учащихся.
Взаимосвязанное изучение предполагает: обучение русскому языку как средству общения в условиях двуязычия на материале художественных текстов; выработку сознательного подхода к изучению нерусскими учащимися русского языка; развитие у учащихся эмоционального восприятия художественного текста; понимание учащимися эстетической функции слова в художественном тексте; осознание учащимися роли средств художественной выразительности в раскрытии идейно-нравственного пафоса произведения; — развитие устной и письменной речи школьников.
Процессы интеграции различных наук, происходящие в настоящее время, находят отражение и в школьной практике. Учебные предметы одного цикла строятся на основе логики той или иной науки, не изолированы друг от друга, что позволяет говорить о возможности и необходимости межпредметных связей и что логично восходит к наиболее общим закономерностям существования мира и всеобщей связи явлений.
Методика взаимосвязанного изучения языка и литературы основана на междисциплинарной связи этих предметов.
Накопленные на разных уроках филологические знания помогают учащимся увидеть качественно новые горизонты знаний. Однако, в психологической науке нет специальных трудов, посвященных проблеме превращения количественных знаний в качественные, т.е. того, что происходит в сознании учащихся, обучающихся по методике взаимосвязанного обучения, положительные результаты которой ясно видны. Механизм появления подобных психологических связей изучен недостаточно.
Для выработки основных положений системы взаимосвязанного обучения нужно учитывать ассоциативный характер мыслительной деятельности человека, поскольку важнейшим психофизиологическим механизмом деятельности человека является обобщение и интеграция информации.
Начиная с трудов Л.С.Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция. Воображение, «являясь реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях», зависит от развития речи. Речь -важный фактор, формирующий воображение, это деятельность, чрезвычайно богатая эмоциональными моментами, причем, влияя на процесс воображения и подвергаясь обратному воздействию, она не составляет единственной основы воображения.
Мышление человека осуществляется в тесной связи с речью и результаты его фиксируются в языке. Язык — знаковая система любой физической природы, которая выполняет познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.
Речь — деятельность человека, «это транспортер мысли», речевая деятельность — «процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого партнером общения, взаимодействия между людьми».
Важной характеристикой языка (речи) для методики является то, что в нем отражаются культура, традиции, система социальных отношений, история народа. В системе лексических значений, в характере функционирования грамматических форм, даже в определенном изменении строя языка отражаются конкретные социально-исторические условия бытия языковой общности на определенном этапе ее развития.
Обобщив опыт теоретического и экспериментального исследования речи, А.А.Леонтьев делает следующий вывод: «процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает (как и процесс распада речи) все …. функции, стороны и связи слова».
Это особенно важно понимать преподавателям национальной школы и обращать основное внимание в своей работе на содержательную, понятийную сторону языковых явлений.
В книге О.И.Никифоровой «Восприятие художественной литературы школьниками» приводятся три вида аналитико-синтетических процессов, которые составляют три стороны в процессе восприятия:
1. «Слияние» звуков в слова и слов в предложения — это процесс неосознанного анализа и синтеза.
2. Непосредственное эмоциональное восприятие образов произведения — то, что В.Г.Белинский называет «стадией восторга», сопровождаемое работой воображения, эти процессы являются основой для «обдумывающего восприятия».
3. «Обдумывающее» восприятие — это процесс, когда происходят мыслительные операции анализа, сопоставления, установления связей и отношений, обобщения, это, по словам В.Г.Белинского, стадия «художественного наслаждения».
Сочетание всех трех видов аналитико-синтетических процессов и составляет своеобразие восприятия художественной литературы, объединяющего переживание прочитанного, представление его в образах, воображение, понимание его, представление его в образах, воображение, понимание его.